GOLD 1582.40
РТС 1008.85
DJIA 21181.48
NASDAQ 7201.80
бизнес

Google сыграл в преференции

Фото: Легион медиа Фото: Легион медиа

Корпорацию Google оштрафовали во Франции на €220 млн. Антимонопольный регулятор этой страны решил наказать IT-гиганта за злоупотребление доминирующим положением на рынке цифровой рекламы. Ведомство отметило, что Google давал преференции своим собственным сервисам и технологиям, продвигающимся на рынке под брендом Google Ad Manager. Аналогичные обвинения ранее были выдвинуты и в отношении «Яндекса», а российский регулятор обязал компанию в месячный срок прекратить дискриминацию.

Согласно пресс-релизу французского антимонопольного ведомства (Autorité de la concurrence), нарушения законодательства обнаружили в работе рекламного сервиса DFP. Он позволяет издателям сайтов и различных приложений продавать свои рекламные места. Также нарушения выявили в устройстве платформы SSP AdX, организующей аукционы показов и рекламных запасов для рекламодателей.

Антимонопольный регулятор Франции постановил, что Google продвигал свои сервисы и получал значительную долю рекламных контрактов в ущерб конкурентам и издателям мобильных сайтов и приложений.

Обвинения приняты

Google не стал отрицать свою вину. В компании пообещали изменить работу с рекламными технологиями в качестве обязательств. В сообщении Google сказано, что последние несколько лет компания работала вместе с антимонопольным регулятором для ответов на их вопросы относительно рекламной технологии, в частности о Google Ad Manager. «Мы согласились на ряд обязательств, которые облегчат использование данных и наших инструментов с другими рекламными технологиями», — заявили в IT-гиганте.

Кроме того, Google будет работать над созданием решения, гарантирующего равный доступ к данным, связанным с аукционами по продаже рекламных мест. Они проводятся через Google Ad Exchange. В компании заверили, что станут предоставлять данные о минимальной выигравшей ставке с предыдущего аукциона.

Теперь в Google Ad Manager будет добавлена возможность устанавливать свои цены на рекламу «деликатных категорий интересов» и вносить изменения в уже действующий онлайн-продукт. Это поможет улучшить совместную работу Ad Manager и сторонних серверов. Еще одним обязательством стало снятие ограничений на переговоры по ценам и особым условиям для своих пользователей с другими платформами.

Решение французского регулятора показывает стремление властей отвечать вызовам четвертой индустриальной революции и ограничивать деятельность крупных корпораций, сказал журналу «Компания» старший юрист, руководитель практики приватности и защиты данных юридической фирмы Digital Rights Center Владимир Ожерельев.

«В мире это не первый прецедент. Если вовремя не принять ограничительные меры, то учитывая скорость развития технологий, общество может оказаться в заложниках у IT-корпораций, которые действительно могут ограничивать свободный рынок - как сознательно, так и в результате органического развития своих технологий. С другой стороны, избирательные ограничительные меры могут создать дисбаланс на рынке, поскольку аналогичные решения и технологии используются разными компаниями, на которые не будут наложены санкции. И каждое точечное ограничение может заметно повлиять на стоимость акций публичных компаний», — сказал эксперт.

Вердикт французского управления по конкуренции является важным шагом для защиты равных правил работы на рынке интернет-рекламы и связанного с ним рынка онлайн-поиска, считает Игорь Наймушин, исполнительный директор ИТ-коалиции, объединяющей «Авито», «Дром», «Туту.ру», «Циан», ivi, «Профи», Zoon.ru и «2ГИС» (в августе 2020 года они подали жалобу в ФАС на антиконкурентные практики «Яндекса» — прим. ред.).

«Но совершенно уникальным событием его не назвать, ведь сейчас по всему миру усиливается внимание регуляторов к защите честной конкуренции и контролю за интернет-монополиями», — отметил в беседе с «Компанией» Наймушин.

«Яндекс» против ФАС

Попытка властей сдержать влияние IT-гигантов далеко не первая. В феврале Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обвинила «Яндекс» в понижении других компаний в поисковой выдаче. В ФАС уверяли, что компания обеспечивает преимущество сервисам «Яндекс.Вертикаль», «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Медиасервисы» и «Кинопоиск». При этом компаниям, не входящим в экосистему IT-гиганта, технологии и функционал корпорации по привлечению пользователей недоступны.

Вдобавок ФАС потребовала от «Яндекса» полностью раскрыть для всех компаний свой механизм продвижения ссылок и привлечения внимания пользователей, то есть дать возможность свободно пользоваться механизмами. «Яндекс» по предписанию ФАС будет обязан на равных условиях формировать поисковую выдачу и не допускать преимущественную демонстрацию сервисов своей экосистемы.

«В ближайшие дни мы ждем первого заседания антимонопольной службы и надеемся, что в конечном счете антиконкурентные практики российского интернет-гиганта будут остановлены», — говорит Наймушин.

В отличие от Google, «Яндекс» не согласился с предупреждением ФАС. Представители IT-гиганта начали отрицать данные о преимуществах собственных сервисов перед другими пользователями. В компании считают предписание несправедливым также и потому, что оно ограничивает только «Яндекс». «При этом поисковая доля “Яндекса”, например на iOS, меньше 50%», — заявили в пресс-службе IT-компании.

«Решение ФАС по "Яндексу" будет воспринято как сигнал остальными участниками рынка, которые для избежания аналогичных рисков заранее примут меры, направленные на развитие конкуренции», — добавляет эксперт Владимир Ожерельев.