Top.Mail.Ru
архив

Игра в цифры (правда, с долей шутки)

коррупция, Олимпиада в Сочи
По разным оценкам, строительство 1 км автодороги в РФ стоит от $5 до $16 млн. Пусть в среднем это будет $10 млн. В год в нашей стране строится около 2000 км дорог. Это означает, что - упрощенно - на строительство дорог Россия тратит $20 млрд в год. Из этого затраты на ФОТ составляют около 30%, то есть около $7 млрд. Источник - госбюджет или бюджет госкорпораций. На строительстве олимпийских объектов Сочи заняты около 200 000 рабочих, в основном "привозных". Пусть их ежемесячный оклад составляет $1000 (это минимум). Это означает, что их ФОТ составляет $2,4 млрд в год. Преобладающий источник - госбюджет или бюджет госкорпораций. Пусть к Олимпиаде мы активно готовимся в течение четырех лет, и все это время на олимпийской стройке трудится равное количество людей - 200 000. Тогда на ФОТ рабочих в целом за период будет потрачено $9,6 млрд. Итак, ФОТ строителей олимпийских объектов за все время подготовки объектов к Играм сравним с годовым ФОТом рабочих, занятых на прокладке новых российских автодорог. РФ в год вводит около 2000 км автодорог, Китай - примерно 100 000 км. Если бы Россия при существующей структуре затрат вводила столько же, годовой ФОТ составил бы $350 млрд. Если без "жонглирования", то выводы следующие: при сохранении существующих темпов дорожного строительства и применяющихся норм (прежде всего технологических) на выполнение Транспортной стратегии, рассчитанной до 2030 г., в части расширения сети автодорог с 900 тыс. до 1,3 млн км потребуется более... 150 лет. Необходимость пересмотра нормативов и технологий, таким образом, просто неизбежна: нынешние были разработаны около тридцати лет назад. Понятно, что в плане выполнения программы доминантным фактором является объем целевого финансирования, но понятно также и то, что в складывающихся условиях (снижение темпов экономического роста при "военно-социальной" структуре бюджетных расходов) вероятность выполнения заложенных объемов невелика. Необходимо изыскивать резервы повышения эффективности, и это повышение должно быть на уровне 50-60% затратной части. Учитывая, что строительство и ремонт дорог - это традиционное направление "зарабатывания" всех, к ним причастных, единственным возможным условием является введение реальной, а не номинальной тендерной системы с допуском к участию в конкурсах западных компаний. Огромные резервы для экономии кроются в повышении эффективности проектных решений. Так, по свидетельству источников, в настоящее время при проектировании не учитываются затраты за весь период службы дороги, уменьшение которых является ключевым критерием при отборе проектов на Западе. В России стоимость одинакового участка дороги при прочих равных может отличаться более чем в два раза. Отечественный асфальт ремонтируется почти на 40% чаще, чем, например, дорожное покрытие в Канаде. Кроме того, важнейшим вопросом являются критерии маршрутизации трасс (неоптимальный маршрут может завысить стоимость проектирования на 30-40%), резервирование земель под трассы с целью минимизации затрат на их выкуп, оптимизация ширины полосы. Российские дороги не очень хорошие, но широкие: расчетная ширина полосы движения в РФ сейчас 3,75 м, в Германии и США - 3,6 и 2,5 м соответственно. Излишняя ширина полосы приводит к удорожанию дороги на 12-15%. Так что резервы имеются даже в условиях жестких бюджетных ограничений. Были бы желание и политическая воля, все остальное - чистый менеджмент.


Еще по теме