Top.Mail.Ru
архив

Уроки домоводства

история бизнеса, история успеха, Марта Стюарт
Марта Стюарт создала собственный стиль жизни - в меру элегантный, практичный и доступный для подражания - и до самого последнего времени с прибылью продавала его миллионам американок нескольких поколений. Для них она стала живым примером того, как рутинный труд по хозяйству может превратиться в настоящее искусство, а работа домохозяйки - в одну из самых интересных и высокооплачиваемых.

Кумир американских домохозяек Марта Хелен Стюарт (до замужества Марта Хелен Костыра) родилась в Нью-Джерси в небогатой семье польских иммигрантов в 1941 г. Кроме нее, у родителей имелось еще пятеро детей, так что стремление заработать было заложено в Марте с детства. В десять лет девочка уже получала деньги, присматривая за соседскими чадами на выходных, причем - так вышло - в семьях знаменитостей, например игроков бейсбольной команды New York Yankees. В 13 лет миловидную Марту пригласили участвовать в показах мод подростковой одежды в Нью-Йорк, а затем и в рекламу, причем довольно высокого уровня (в 15 лет она снялась для ролика Unilever, позже демонстрировала одежду Chanel). Заработанное девушка тратила на оплату обучения в колледже, где изучала историю и архитектуру. В эти годы она вышла замуж за сына брокера с Уолл-стрит и студента юридического факультета Йельского университета Эндрю Стюарта, давшего ей не только новую фамилию, но и возможность заниматься любимым делом без оглядки на финансовую сторону вопроса.

В 1972 г. семья переехала в Коннектикут, где купила ферму с заброшенным особняком XIX века. Стюарты затеяли большой ремонт, во время коего и проявились до поры скрытые таланты Марты как дизайнера интерьеров. И не только. В 1976 г. Марта вместе с подругой Нормой Колльер, с которой они были знакомы еще в пору "модельной" молодости, организовали маленький кейтеринг-бизнес, а попросту готовили еду для различных банкетов в подвале того самого особняка в Коннектикуте. Их домашняя стряпня шла нарасхват, правда, само партнерство долго не просуществовало. Колльер утверждала, что со Стюарт было трудно работать, более того, она норовила брать заказы на стороне, дабы не делиться прибылью. Когда Норма объявила о намерении уйти, Марта не слишком расстроилась и выкупила у подруги ее часть фирмы, продолжив готовить на заказ.

К концу 1970-х госпожа Стюарт являлась владелицей успешной кейтеринговой компании, обслуживавшей состоятельных клиентов Восточного побережья США. Но ее деятельная натура требовала большего. Она начала писать статьи на тему кулинарии (в частности, ее печатали в The New York Times). Потом дело дошло до книг, счет коим сегодня идет на десятки. Первой же была вышедшая в 1982 г. "Entertaining" ("Принимая гостей"), по формату представлявшая собой coffee-table book, красочный альбом с фотографиями, рецептами и советами, который не стыдно выложить на журнальный столик в гостиной приличного дома. Новинка стала бестселлером - к середине 1990-х было продано около миллиона экземпляров - и создала Марте Стюарт общенациональную репутацию эксперта по домоводству со вкусом.

За "Entertaining" последовали другие: рецепты на скорую руку, закуски для фуршетов, пироги и десерты, свадьбы и празднование Рождества. С промотурами своих книг Марта ездила по стране. Ее стиль, который можно описать как "элегантность - в массы", мгновенно обрел популярность. Марту начали приглашать читать лекции и звали в качестве гостя на рейтинговые телепередачи, в том числе к Ларри Кингу и Опре Уинфри. Первым весомым доказательством известности бренда, коим становилась Марта Стюарт, было заключение пятилетнего контракта с Kmart (по некоторым данным, на $5 млн). В 1987 г. сеть гипермаркетов наняла ее в качестве консультанта по созданию новой линейки товаров - цветовой гаммы для красок, а также товаров для ванной и постельного белья. И хотя позже госпожа Стюарт жаловалась, что ее советы декоратора остались невостребованными и сеть Kmart просто использовала ее имя в рекламной кампании, процент от продаж она исправно получала в течение нескольких лет.


Я сама!

В конце 1980-х Марта Стюарт начала задумываться о собственном СМИ. Идеей журнала, названного Martha Stewart Living, теперь уже авторитетный дизайнер и повар пыталась заинтересовать крупные издательские дома. Но ни Conde Nast, ни медиаимперия Руперта Мердока не пожелали вкладывать деньги в предприятие, строившееся по большому счету на известности одного человека. В 1990 г. она таки уговорила пойти на риск корпорацию Time, но отказы других профильных игроков сделали соглашение не слишком выгодным для инициатора: в Time Inc. согласились издавать журнал с Мартой Стюарт в качестве главного редактора небольшим тиражом и обязались платить ей скромные $400 000 в год.

Однако публика приняла новинку с таким энтузиазмом, что к 1995 г. тираж каждого выпуска журнала достиг 1,2 млн экземпляров. В том же году издание получило несколько профессиональных наград, а Марту Стюарт назвали "воплощением современной американской женщины".

Госпожа Стюарт воспользовалась моментом и убедила руководство Time профинансировать телеверсию ее журнала, а там и пересмотреть параметры сделки. По условиям нового договора в Time Warner (в 1990 Time Inc. объединилась с Warner Communications) было создано подразделение Martha Stewart Living Enterprises, генеральным директором которого стала предприимчивая дама. Компании принадлежали права на периодические издания, книги и телешоу, а все, что вышло до 1995 г., считалось собственностью самой Стюарт. Объемы долей нового предприятия в руках разных собственников не разглашались, но известно, что уже через год почувствовавшая вкус внушительных денег Марта начала требовать 40% акций. В 1997 г. она смогла выкупить бОльшую часть компании, как считается, за $75 млн.

Корпорацию переименовали в Martha Stewart Living Omnimedia. В октябре 1999 г. MSL Omnimedia вышла на IPO, и цена акции поднялась с $18 до $38. Это сделало Марту Стюарт первой женщиной в США, заработавшей миллиард долларов.


Нерождественская история

В рождественские праздники 2001 г. Марта узнала от своего фондового брокера Питера Бакановика, что глава и основатель биотехнической компании ImClone Systems Сэм Уоксэл, старый приятель бизнес-леди, спешно избавляется от акций собственного детища. Марта заволновалась, а там и продала все бумаги ImClone, имевшиеся у нее. Наверное, в дальнейшем она об этом не раз пожалела.

Как потом выяснилось, Сэм Уоксэл незаконно и заблаговременно получил доступ к закрытой информации о том, что регулятор FDA не собирается выпускать на рынок новый препарат от рака, разработкой коего занималась ImClone, и успел продать акции за день до того, как об отказе в регистрации лекарства стало известно официально. При этом он еще оповестил о ситуации родственников и друзей. Полтора года спустя Уоксэла приговорили к семи годам тюремного заключения.

Летом 2003 г. началось и судебное преследование Марты Стюарт, потому как и ее действия не могли остаться не замеченными прокуратурой. Но хуже всего было то, что дама вознамерилась представить подозрительно срочную продажу принадлежавших ей ценных бумаг ImClone как давно оговоренный с брокером план, а уже во время судебных слушаний появились еще и доказательства того, что Марта пыталась уничтожить улики. В итоге ее приговорили к тюремному сроку и штрафу в $30 000. Адвокаты, как видно, постарались хорошо, ибо в принципе, как полагали эксперты, госпоже Стюарт могло грозить заключение сроком на двадцать лет.

И медиаимперия, и ее владелица понесли существенные финансовые и репутационные потери, хотя через несколько месяцев после освобождения Марта в интервью Harper's Bazaar заметила, что "даже не помнит точно, за что ее судили". Комиссия США по ценным бумагам и биржам запретила ей в течение пяти лет занимать пост в совете директоров собственной компании, а заодно и в любом другом открытом акционерном обществе. В 2008 г. Великобритания отказала Стюарт, собиравшейся посетить королевство с лекциями, в разрешении на въезд.

В ответ Марта пошла в наступление. Она снова стала "светиться" в журнале Martha Stewart Living, расширила свой ассортимент для декора дома в сети Kmart и запустила еще одну линейку товаров для ремонта в сети Sears. Миллиардерша также вернулась в дневной телеэфир с ее The Martha Stewart Show на Hallmark Channel, но в мае 2012 г. руководство канала сняло программу с эфира из-за низких рейтингов. В ноябре 2012 г. Martha Stewart Living Omnimedia объявила о сокращении персонала и количества номеров выпускаемых журналов.

А госпожа Стюарт снова фигурирует в суде в качестве ответчика. Торговая сеть Macy's обвиняет ее в нарушении эксклюзивного контракта. А точнее, в том, что Марта, подписав в 2007 г. долгосрочное соглашение о сотрудничестве, в 2013 г. завязала профессиональные отношения с ритейлером J. C. Penney, главным конкурентом Macy's. Процесс стартовал в феврале 2013 г. и пока не завершен.


Марта сказала...

В семье важно чувствовать поддержку, но при этом разграничивать персональное пространство. Как очертить эти границы со вкусом и без обид? Помогут монограммы с инициалами каждого члена семьи. Сначала необходимо нарисовать монограмму на бумаге, на этом этапе можно привлечь даже малышей. Не умеющие читать могут изобразить какой-то предмет, который и станет на время "визитной карточкой". После того как дизайн готов, монограммы необходимо вышить на постельном белье, полотенцах, салфетках и носовых платках.

Забота каждой домохозяйки - поддерживать чистоту. При этом стирка может не принести желаемых результатов, когда ткани тускнеют, а пятна не исчезают. Перед погружением белья в воду убедитесь, что на нем нет пятен. Высокая температура может лишь закрепить загрязнение. Для удаления пятен используйте кислородный, но не хлорный отбеливатель. Погружайте белье в теплую (не горячую) воду. Если вы используете автоматическую сушку, не пересушивайте и не перегревайте белье. Такие нагрузки изнашивают ткань. Постарайтесь рассортировать белье по размеру и сушить мелкие вещи в щадящем режиме, а крупные - при высокой температуре и более длительное время.

Чтобы создать уют на новом месте, достаточно лишь нескольких штрихов (кстати, их используют многие образцовые гостиницы). Например, предложите гостям несколько свежих полотенец разного размера, в ванной положите оригинальный кусочек мыла с декоративным рисунком, позаботьтесь о свежей воде в кувшине или в бутылках, приготовьте несколько книг на темы, интересные гостям. Ароматизированная свеча или небольшой букетик цветов в миниатюрной вазе всегда придадут уют и шик даже скромно обставленной комнате.

Источник: www.greenmama.ru


Еще по теме