Top.Mail.Ru
архив

Intel everyside

Корпорация Intel сменила миссию. Если прежде компания считала себя поставщиком блоков для компьютерной индустрии, то теперь - поставщиком блоков для Интернет-экономики. Раньше продуктом Intel были микросхемы, которые встраивались в компьютер, а сейчас продуктом являются технологии, которые встраиваются в жизнь. Для реализации этой миссии Intel пришлось расширить границы мира и заняться просвещением. Новой миссии подчинены маркетинг Intel и ее инвестиционная политика. Смена миссии произошла в 1999 году, однако к этой смене корпорацию привела логика развития компьютерной индустрии.

Теорема Виктора Цзю

По мере становления рынка hi tech Intel осваивала один его сектор за другим. После арифмометров были компьютеры, затем серверы, ноутбуки, сетевое оборудование, мобильные телефоны... Электроника Intel являлась составной частью продукции других фирм, а о том, как формулировалась маркетинговая философия Intel, знает любой человек, хоть раз видевший компьютер: Intel inside.

Корпорация Intel была основана в 1968 году Робертом Нойсом и Гордоном Муром, через несколько месяцев к ним присоединился Энди Гроув. Первоначально компания называлась NM Electronics (по первым буквам фамилий Нойса и Мура). Рассматривался и вариант Moore Noyce Electronics, но от него отказались, поскольку по-английски это звучало как More noise electronics ("более шумная электроника"). Через некоторое время компания была переименована в Intel. "Это звучит sexy", - заметил Роберт Нойс.

В интервью газете Palo Alto Times 2 августа 1968 года Гордон Мур сообщил о намерении компании производить то, что пока не производит никто. На становление Intel, по словам Мура, должно было уйти несколько месяцев. Intel действительно удалось сделать нечто принципиальное. Два важнейших изобретения компании, благодаря которым и стала возможна компьютерная эпоха, - это устройства памяти LSI и микропроцессоры.

Первый микропроцессор 4004, созданный компанией в 1971 году, состоял из 2300 транзисторов (см. фото 1) и обладал тактовой частотой 108 КГц. Он использовался в арифмометрах. Для сравнения: процессор Pentium Pro, выведенный на рынок в ноябре 1995 года, состоял из 31 млн транзисторов и обладал частотой 200 МГц (см. фото 2). Рубеж в 1 ГГц Intel преодолела в феврале 2000 года.

Первоначально компания выводила новые процессоры на рынок с периодичностью раз в два года, затем - во второй половине 90-х - раз в 3 месяца, а теперь еще чаще. В 1999-м на рынок был выведен 51 процессор, то есть новые процессоры от Intel появлялись в прошлом году практически еженедельно. Темпы развития компании напрямую связаны со скоростью становления компьютерной индустрии. В 1983 году объем продаж Intel составил $250 млн в квартал. Иначе говоря, через 15 лет после своего рождения компания стала миллиардером. В 1999 году доход корпорации составил $29,4 млрд, чистая прибыль - $8,1 млрд, инвестиции в Research & Development (R&D) - $3,1млрд.

Intel занимает первое место в мире по общему доходу от электронной коммерции, ежемесячно реализуя через Интернет заказов более чем на миллиард долларов, хотя электронной коммерцией компания занимается лишь с середины 1998 года. В фондовом индексе Fortune E-50, который отражает динамику развития электронного бизнеса с учетом средневзвешенного курса стоимости акций 50 ведущих предприятий, Intel занимает первое место.

"Структура капитала компании со временем претерпела изменения. Начальный капитал составлял $2,3 млн, из которых 36% принадлежали частным инвесторам. Впоследствии уставный капитал был увеличен до $8 млн, на долю частных инвесторов приходится около 11%", - говорит президент Intel Capital Лес Вадаш.

Отвечая на вопрос "Ко" о том, не угрожает ли многократное превышение рыночной капитализации американских IT-компаний над их реальными доходами национальной экономике, Энди Гроув сказал: "Если в этом и есть опасность, то она угрожает только инвесторам этих компаний. Но они сознательно идут на подобный риск. С другой стороны, такая ситуация способствует притоку денег в компьютерную и телекоммуникационную отрасль".

Intel была одной из первых компаний, поселившихся в Силиконовой долине. Сегодня подразделения компании расположены в нескольких штатах США, а также в Ирландии, Великобритании, Германии, Израиле, Японии, Гонконге и на Филиппинах.

Чем производительнее становились продукты Intel, тем больше расширялась область применения компьютеров. Таким образом, от организации R&D в Intel зависела емкость мирового рынка информационных технологий. В свою очередь, чем активнее партнеры Intel - производители компьютеров осваивали новые пространства, внедряя компьютерные технологии в разные сферы жизни, тем более емким становился рынок для самой Intel. "С начала 90-х Intel удваивала свой потенциал каждые три-четыре года", - говорит по этому поводу Трэйси Кун.

Интенсивные исследования продолжались много лет, и однажды случилось то, что и должно было произойти: инженерная мысль обогнала рынок, возможности компьютера стали избыточными по отношению к человеческим потребностям.

"Развитие компьютерной индустрии в 80 - 90-х годах привело к дисбалансу между потенциалом компьютера и потребностями человечества, - заявил на состоявшейся в марте 2000 года в Сан-Франциско конференции Computer Continuum профессор Виктор Цзю. - Далеко не все возможности компьютера нужны человеку. Разрыв между техническими возможностями машины и реальными потребностями человека с каждым годом увеличивается". Это высказывание звучит непривычно на фоне расхожего мнения о том, что компьютер изменил жизнь человечества. Реальность, однако, свидетельствует о том, что, во-первых, компьютер изменил жизнь далеко не всех стран, а во-вторых, даже в индустриально развитых странах возможности информационных технологий пока востребованы не полностью.

Для Intel и других крупнейших операторов IT-рынка, заметивших данную тенденцию задолго до академических ученых, это означало, что нужно менять маркетинг. Если до середины 90-х компьютеры внедрялись в уже существовавшие сферы жизни, то во второй половине 90-х компьютерные компании начали создавать новые сферы жизни. Подобно тому, как европейская цивилизация расширила свое пространство за счет открытия Америки, сегодня мировая цивилизация расширяется за счет Интернета. Без Интернета мировой IT-рынок замер бы на отметке ранних 90-х. "Именно Интернету мировая компьютерная индустрия обязана ежегодным 20-процентным ростом. Интернет изменит все, - констатирует исполнительный вице-президент Intel Пол Отеллини. - Весь вопрос в том, как именно все изменится".

Интернет, с одной стороны, консолидировал планету (если иметь в виду глобализацию экономики), а с другой - разобщил ее, еще более усугубив разрыв между индустриально развитыми странами и всем остальным миром, где распространение виртуальных технологий сдерживается низким уровнем жизни, политическими и религиозными ограничениями либо просто плохой связью. В этих условиях международные IT-компании сосредоточили свои усилия на двух направлениях: во-первых - на поддержке Интернет-технологий в США, Западной Европе и Юго-Восточной Азии, а во-вторых - на приобщении к Интернету небезнадежных стран Восточной Европы, Азии и Латинской Америки (Иран, Ирак, Северная Корея, Ливия и Югославия не в счет). Россия, судя по всему, входит во вторую категорию. Свидетельством тому - маркетинговые программы в поддержку Интернета, инициированные Intel, IBM, HP, Cisco, о которых "Ко" регулярно сообщает читателям.

Для Intel теорема Виктора Цзю означает, что время философии Intel inside истекло. Корпорация больше не может оставаться производителем продуктов, "обитающих" в чужих компьютерах. "В течение многих лет Intel поставляла силикон для компьютеров, теперь мы хотим делать что-то еще", - заявил "Ко" Энди Гроув. Intel "вышла из компьютера" и начала собственную игру на границе реального и виртуального миров.

Четыре камня для Интернета

Четыре главных направления (блоки, как их называют менеджеры компании), на которых Intel решила сосредоточить свою деятельность, - это решения для клиентов, сетевая инфраструктура, серверные технологии, Интернет-сервис. Все они служат для построения Интернет-экономики. По расчетам Пола Отеллини, доля E-business в США должна вырасти с нынешнего 1% ВВП до 10% в 2003 году.

Другими перспективными регионами топ-менеджер Intel считает Западную Европу, Японию и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. По прогнозам IDC, на поддержку инфраструктуры электронного бизнеса в 2000 году в мире будет израсходовано $250 млрд, и это не предел.

Для того чтобы занять максимально широкое пространство на этом растущем рынке, Intel и сменила миссию, начав осваивать новые для себя сегменты - такие, например, как сетевая инфраструктура. В этих сегментах рынка действуют очень серьезные игроки - Cisco, Nortel, HP, Sun, но менеджеров Intel это обстоятельство не остановило. Компания решила, что она должна присутствовать на всех этажах виртуальной экономики - от разработки решений для домашнего пользователя до организации глобальной сети центров данных (Data centers). Первый из таких центров создан в 1999 году в городе Санта-Клара, Калифорния.

Задача центров данных формулируется очень просто: в них и "живет" Интернет, по крайней мере та его часть, которая имеет отношение к электронному бизнесу. Здесь со всеми мыслимыми предосторожностями (системы жизнеобеспечения центра продублированы, во дворе здания находится цистерна с дизельным топливом на случай отключения электроэнергии) хранятся данные компаний - партнеров Intel. Значительная часть транзакций американского E-business проходит через Санта-Клару. Intel планирует построить аналогичные центры в Европе, Азии и Латинской Америке, первоочередные планы распространяются на Великобританию, Японию и Южную Корею.

Нацелившись на завоевание нескольких сегментов Интернет-рынка, Intel резко активизировала инвестиционную деятельность. Как сообщил "Ко" президент Intel Capital Лес Вадаш, в 1999 году Intel инвестировала свыше $1 млрд в 100 с лишним компаний. О широте интересов Intel можно судить по краткому списку недавних приобретений корпорации.

Некоторые из приобретений Intel (1998 - 1999)

КомпанияСтранаСпециализация
80-20SoftwareАвстралияРазработка электронных офисов
Bejing Human ComputerКитайСоздание образовательного и развлекательного контента
SupersoftКитайОбъемное моделирование в 3D
Ritechoice TechnologiesИндияФинансовый софт
Lermont & HauspiceБельгияРаспознавание речи
Brokat InfosystemsГерманияИнтернет-банкинг
Openshop HoldingГерманияПрограммы для E-commerce
Wirtualna PolskaПольшаПольский Интернет-портал
Baltimor HoldingВеликобританияПрограммы безопасности для ПК
ORAD Hi-tech SystemsИзраильПрограммы для мультимедиа
MGI SoftwareКанадаЦифровое фото

"Нас в большей степени интересует потенциал компании, чем ее доход", - говорит Лес Вадаш. Все эти приобретения имеют прямое отношение к завоеванию Интернет-рынка. Intel намерена строить Интернет-экономику, опираясь на интеллектуальный потенциал молодых компаний. 10 лет назад трудно было предположить, что Intel заинтересуется программами для распознавания речи, производством развлекательного контента в Китае, цифровой фотографией, детскими игрушками... Энди Гроув с гордостью демонстрирует электронный микроскоп для детей: "Это наш новый продукт".

Лес Вадаш говорит, что Intel предоставляет приобретаемым компаниям не только финансовую помощь, но и технологическую и маркетинговую поддержку - помогает строить брэндинг. Энди Гроув подчеркивает: "На рынке появились компании, раскрученные нами (Intel branded companies)".

Справедливости ради следует сказать, что и конкуренты Intel идут похожим путем. Например, Cisco также намерена изменить жизнь людей посредством Интернета и занимается консолидацией сил, приобретая молодые компании. Аналогичную политику ведут и другие операторы рынка - такие, как Nortel и Sun.

Хождение в народ

Параллельно с брэндингом никому не известных компаний Intel занялась просвещением. Сегодня Intel ведет 14 образовательных программ по всему миру, включая Россию, поддерживает совместные проекты с музеями и учебными заведениями, спонсирует компьютерные клубы, организует тренинги для учителей. Комментируя эту деятельность, CEO Intel Крейг Баррет высказался в том духе, что технологии - ничто, если люди не умеют ими пользоваться. "Без продвижения научных и технологических навыков в общество мы рискуем получить двухклассовую культуру. Люди, которые не имеют навыков обращения с технологическими инструментами, в подобном обществе будут лишены голоса", - говорит Трэйси Кун. Просветительство - это метод создания будущего рынка. Пока Intel считала себя производителем процессоров, ей незачем было заниматься просвещением, но со сменой миссии образовательные программы стали играть в маркетинге компании приоритетную роль.

Одной из приоритетных задач в Intel считают компьютеризацию быта. "Сегодня 90% семей на планете не имеют компьютеров дома. Это огромный перспективный рынок", - говорит вице-президент Intel Клод Леглиз. Intel выдвинула идею электронного дома, в котором все приборы - телевизор, кондиционер, системы безопасности и проч. - управляются компьютером. На вопрос, зачем это нужно, топ-менеджеры компании заявляют, что таким образом достигается принципиально новый уровень в отношениях человека и вещи. "Жизнь переходит в новое качество. Нечто подобное было, когда в быт человека вошло электричество", - говорит Клод Леглиз (об аналогичных процессах в автомобилестроении см. материал "Автонет" в "Ко" №11 (107).

Не менее важным направлением Intel считает мобильную телефонию. "Продолжительность жизни сотовых телефонов сокращается: в Японии, например, пользователь меняет телефон ежегодно. Число клиентов сотовых компаний в мире удваивается каждые три-четыре года. При этом мощность телефонов возрастает, а размеры уменьшаются. Скоро телефоны будут такими маленькими, что некуда будет ставить логотип, - иронизирует вице-президент Intel Ханс Гайер. - Мы имеем к этому прямое отношение, поскольку производим чипы для телефонов стандартов GSM, CDMA, PDS. Телефон был изобретен для передачи голоса, однако в ближайшем будущем он будет использоваться в совершенно иных целях - для управления электронным домом или для электронного бизнеса. Современный пользователь очень мобилен, поэтому все направления деятельности Intel непосредственно связаны друг с другом. Мы разрабатываем конкретные решения, но на самом деле каждое из этих решений есть часть чего-то большего, потому что главная тенденция сегодня - это конвергенция".

Мысль Виктора Цзю о том, что человечество недостаточно использует возможности компьютера, в Intel воспринимают в том смысле, что перспективы мирового IT-рынка очень велики.

Еще по теме