Top.Mail.Ru
архив

Как закалялась сталь для подшипников

13.02.200700:00
Глава ЕПК Артем Зуев Глава ЕПК Артем Зуев

На рынке машиностроения обсуждают новость о выходе из бизнеса генерального директора и совладельца холдинга ЕПК Артема Зуева. Подшипники – это не просто рядовая машиностроительная продукция. Это узел безопасности любого участника отрасли: автомобильного колеса, авиационного двигателя, железнородорожного вагона и тд. Высочайшие требования точности этой детали заставляют нас внимательно следить за тектоническими сдвигами в подшипниковом бизнесе.

До прихода в реальный сектор Зуев вместе с партнером Олегом Савченко владели инвестиционной компанией, занимались самыми разными финансовыми операциями. Накануне кризиса 1998 года среди прочих бумаг в портфеле партнеров появился крупный пакет Волжского подшипникового завода. Купили, как водится, «по случаю», поскольку акции неприбыльного российского производства стоили тогда соблазнительно дешево. Поначалу даже думали перепродать.

Но когда кризис обрушил рынок акций и обесценил практически все инвестиции, Зуев сумел разглядеть спасение в реальном секторе. Отечественное машиностроение никогда прежде не обладало инвестиционно привлекательным вектором, подобно нефтяной, банковской или телекоммуникационной отрасли. В основном, это были старые предприятия с советской моделью управления. Волжский подшипниковый завод вообще был близок к банкротству. И вот акции такой неповоротливой затратной организации Зуев начинает скупать у физлиц, чтобы увеличить миноритарный пакет до контрольного. В конце 90-х годов пакет партнеров насчитывал 90%, а Зуев из институционального инвестора становится антикризисным управляющим.

Даже домохозяйке сегодня хорошо известно, что перестраивать все старое гораздо сложнее, чем создавать новое. При отсутствии серьезных инвестиций приходилось добиваться результатов за счет сокращения затрат. Строить стратегию с нуля. Растить специалистов со студенческой скамьи и доверять им ключевые позиции. Наращивать новые рынки сбыта. Подход оправдался – предприятие начало приносить прибыль. Появилась возможность капитализации.

Затем акционер завода Артем Зуев увидел перспективу консолидации отрасли и предложил партнеру купить Московский подшипниковый завод. Олег Савченко привлек средства на покупку, а Зуев разработал схему выкупа контрольного пакета у трудового коллектива: 16 тысяч сотрудников на тот момент владели заводом.

«Московский подшипник» занимал 50 га земли в центре Москвы. Зуев оставил производству 20 га. Задача была отказаться от нерентабельной продукции, не теряя мощности и выйти на разработку новых продуктов, востребованных на рынке. Избыточные площади были проданы, а средства использованы для оздоровления предприятия. Уже через год партнеры многократно увеличили объем продаж, заметно сократив затраты.

Консолидировав два ведущих предприятия, Зуев решает создать корпорацию.

В 2001 году он учреждает Европейскую подшипниковую компанию (ЕПК). Ставит абсолютно новый менеджмент и организует новую, современную систему управления.

Вскоре Зуев покупает третье предприятие – казахстанский Степногорский подшипниковый завод. Всего за год партнерам удалось вернуть заем на эту сделку, а объем продаж завода нарастить более чем в 5 раз и сделать его сверх рентабельным. Еще через год частью ЕПК становится высокотехнологичный Самарский подшипниковый завод, работающий для авиационной отрасли.

И тут президент ЕПК Артем Зуев полностью меняет структуру бизнеса. Строит его по дивизиональному, а не по географическому принципу. Так, в ЕПК появляется дивизион тяжелого машиностроения, автомобильный, железнодорожный, авиационный дивизионы. ЕПК стал пионером отрасли, одним из первых, кто внедрил передовые системы управления, такие как менеджмент качества и лид-менеджмент. Впервые в данном секторе воплощается понятие полноценного холдинга с одинаковой для всех подразделений прозрачной системой финансовой отчетности и с управляющей компанией во главе. Роль управляющей компании впервые выведена на уровень эффективного и реально действующего совета директоров.

Благодаря столь нестандартным для России прогрессивным менеджерским решениям, ЕПК сегодня заняла почти 40% доли рынка СНГ и стала одной из самых современных машиностроительных корпораций.

Помимо это, именно ЕПК заслужила право быть первым в России поставщиком продукции для международного автомобильного концерна Даймлер Крайслер.

В 2005 г. ЕПК становится главным поставщиком подшипников для РЖД. Артем Зуев и Владимир Якунин подписали долгосрочный контракт на поставку подшипников для подвижного состава РЖД до 2010 года на сумму 16 млрд. рублей. Только в текущем году ЕПК планирует обеспечить РЖД продукцией на сумму около 3 млрд. рублей – это 80% от общего объема потребления «Российских железных дорог».

Параллельно с развитием корпорации, в 2002 году Артем Зуев организовал и возглавил независимую Ассоциацию производителей подшипников. В то время как отрасль страдала от объема некачественного и небезопасного китайского продукта, Ассоциация объединяла предприятия в подготовке к новым ГОСТам, вводила антидемпинговые пошлины, готовила собственные научные кадры в сфере подшипникостроения.

У многих участников рынка возникают вопросы: почему именно сейчас, на пике подъема бизнеса, антикризисный топ-менеджер Артем Зуев продает свою долю партнеру? По информации от наших источников в отрасли, партнеры разошлись в видении перспектив развития холдинга. Зуев предполагал дальнейшую стратегию в масштабировании машиностроительной части. Савченко же выступал за более консервативный вариант. Так или иначе, Артем Зуев уже подал в отставку с поста руководителя корпорации. Юридические формальности продажи доли в ЕПК пока улаживаются, но уже стало известно, что Зуев получил предложение от владельца компании «Эффективная энергия» Василия Анисимова занять должность заместителя генерального директора и приступить к разработке стратегии развития одного из крупнейших в мире частных месторождений урана в Казахстане. Стоит ожидать, что после продажи доли в ЕПК у топ-менеджера появится инвестиционный капитал, и мы будем наблюдать новый энергичный рывок к достижениям в новом бизнесе. Ведь успех, как известно, это движение, а не точка, которой можно достичь.