Top.Mail.Ru
политика

Казимир Малевич как европейский заложник

Фото: Frederic REGLAIN / Alamy / Legion-Media Фото: Frederic REGLAIN / Alamy / Legion-Media

Решение не требовать досрочного возврата культурных ценностей, вывезенных на выставки в Европу до начала спецоперации на Украине, было принято российскими музеями по согласованию на высоком политическом уровне, узнал журнал «Компания». Оставить экспонаты ориентировочной стоимостью более 1 млрд евро до окончания работы выставок решили с учетом необходимости сохранить каналы коммуникации с Западом. Но гарантий безопасного вывоза все еще нет.

Точное количество действующих выставок в Европе, в которых российские музеи участвуют по контрактам, не раскрывается, но известно как минимум о 10 выставках более чем с 300 предметами искусства. Их общая стоимость, по самым минимальным оценкам, превышает 1 млрд евро.

В начале марта музейщики намеревались вернуть картины, скульптуры и другие предметы искусства в Россию как можно скорее. Требовал этого, как объясняли представители Эрмитажа, Минкульт РФ, обеспокоенный конфискациями собственности россиян на Западе. В правительстве это требование не опровергают, но и не подтверждают.

Однако с середины марта Русский музей, Эрмитаж, ГМИИ им. Пушкина (Пушкинский музей), Третьяковская галерея и ряд других государственных музеев отказались досрочно отзывать свои экспонаты с европейских выставок.

Франция: выставка продолжается

Самое ценное, что экспонируется сейчас в Европе, — это более 200 картин из собрания братьев Морозовых. Они выставлены в Фонде Louis Vuitton в Париже с осени прошлого года до 4 апреля. Это работы французских импрессионистов (Мане, Моне, Ренуара, Дега, Гогена, Ван Гога, Сезанна, Боннара, Матисса), а также картины Пикассо, Врубеля, Малевича, Репина, Серова. Экспозиция составлена из собраний Пушкинского музея, Эрмитажа, Третьяковки и Русского музея.

Выставка популярна, ее посмотрело более 1 млн человек. Но после начала операции на Украине во французских соцсетях и СМИ появились призывы конфисковать картины. Беспокойства добавляет и общая атмосфера в Европе: как утверждает представитель МИД РФ Мария Захарова, ночью 7 марта в парижский офис Россотрудничества кто-то бросил коктейль Молотова.

«Нужно быть безумным, чтобы сейчас продавать русское искусство на Западе»
Выставки заморожены, российские миллиардеры покинули попечительские советы мировых музеев, а крупнейшие аукционы растеряли интерес к России
выставка, экспозиция, музей

Вернуть картины на родину непросто: самолеты из Европы в Россию больше не летают. Поэтому 26 февраля Франция продлила государственные гарантии защиты от конфискации до середины мая. Представитель LVMH (держатель бренда Louis Vuitton) Жан-Поль Клавери заявил Figaro, что работы будут возвращены в Россию.

Уверенность в этом демонстрируют и в РФ. Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой говорит, что невозврат картин исключают страховые документы и личные договоренности владельца LVMH Бернара Арно с президентом Франции Эмманюэлем Макроном.

Директор ГМИИ им Пушкина Марина Лошак рассчитывает на указ правительства Франции об освобождении картин от ареста. Разговоры об их конфискации директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал в интервью Forbes «типичной провокацией». По его словам, гарантии французского правительства «абсолютно исключают всякие аресты».

Выставка Fondation Louis VuittonФото: Fondation Louis Vuitton

Но какой может быть логистика возврата картин в Россию в условиях фактической воздушной блокады со стороны ЕС, пока неясно. Доставка экспонатов морем маловероятна: 26 февраля французские власти арестовали в Ла-Манше российский сухогруз Baltic Leader, перевозивший в Петербург дорогие автомобили. Кроме того, такой путь увеличит число перегрузок и перепадов температуры и влажности. Перевозку картин по земле французский арт-юрист Оливье Фурноль считает слишком опасной и сомневается, что Louis Vuitton найдет страховщика, готового покрыть эти риски.

«Логистические моменты отрабатываются» Москвой и Парижем, говорит российский посол во Франции Алексей Мешков. Этим заняты МИД, Минтранс, Минкульт и фонд Louis Vuitton, уточняет Швыдкой.

Если поиск затянется, выставку продлят. «Наша обязанность — защита произведений, поэтому мы обеспечим, как и договорились, их возвращение. Если условия для их транспортировки будут небезопасными, мы подождем», — говорит представитель LVMH. В крайнем случае картины могут передать в российское посольство в Париже, считают собеседники «Компании», но есть ли там условия для хранения, неизвестно.

Италия: все оставляем

Государственный Эрмитаж в начале марта требовал вернуть 25 своих арт-объектов из Италии. Но, как сообщил РИА организатор одной из выставок, от этих требований было решено отказаться. Источники «Компании» в музейном сообществе говорят, что решение оставить экспонаты в Европе до официального окончания выставок принято на высоком политическом уровне.

15 февраля в римском фонде Alda Fendi открылась «Выставка одного шедевра»: Эрмитаж представил итальянцам из своей коллекции картину Пабло Пикассо «Молодая женщина». По словам представителей Эрмитажа, он не намерен возвращать картину раньше 15 мая.

Пикассо, Женщина в кресле. Фонд ФендиФото: Fondazione Alda Fendi

Не будет досрочно возвращать Эрмитаж и «Портрет молодой женщины» Тициана, и «Искушение» Кариани, выставленные с 23 февраля по 5 июня в Королевском дворце Милана, и 23 предмета искусства XVIII века из миланской Gallerie D’Italia. Экспонаты Эрмитажа выставлены также в Галерее Уффици во Флоренции, и вернуть их досрочно сейчас никто не требует.

15 марта La Repubblica со ссылкой на главу культурного центра «Эрмитаж — Италия» Маурицио Чеккони подтвердила, что Эрмитаж аннулировал досрочный отзыв своих произведений из итальянских музеев. «Культура — последний мост, который стоит разрушать», — цитирует Frankfurter Allgemeine Zeitung директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.

Не собираются досрочно отзывать свои картины из Италии Русский музей, Третьяковская галерея и ГМИИИ им. Пушкина. Речь идет о работах Кандинского, выставленных с 26 февраля в Ровиго. «Вопрос о досрочном возвращении не стоит», — подтвердили «Компании» в Русском музее.

Лондон и Малага тоже работают

В Лондоне в Музее Виктории и Альберта выставлены работы Фаберже из пяти российских музеев: Пушкинского, Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Павловск», Минералогического музея им. Ферсмана и частного Музея Фаберже Виктора Вексельберга. Выставка «Фаберже в Лондоне. От романтики до революции» продлится до 8 мая. Отзывать экспонаты досрочно музеи не будут, хотя ранее в Великобритании о приостановке своей работы объявил Фонд поддержки Эрмитажа, работавший с 2003 года.

В Малаге в филиале Русского музея до 24 апреля проходит весьма актуальная, как оказалось, выставка «Война и мир в русском искусстве» с картинами Верещагина, Малевича. Там же выставлены картины русских авангардистов. Возвращать их досрочно Русский музей не намерен. 3 марта филиал РМ в Малаге заявил, что продолжит работу. «Мы против применения силы и за диалог; мы считаем культуру источником знаний и, следовательно, понимания, диалога и гармонии. Поэтому мы будем продолжать нашу работу в этом смысле всегда, согласно решениям правительства Испании и Евросоюза», — гласит заявление музея.

Выставка Русского Музея в МалагеФото: Colección del Museo Ruso de San Petersburgo, Málaga

На сегодня из всех арт-объектов Эрмитажа в Европе фактически отозваны только экспонаты выставки «Русский авангард: революция в искусстве» из Музея русского искусства в Амстердаме. Но тут важно, что произошло это по инициативе голландцев. 3 марта музей объявил о приостановке сотрудничества, которое продолжалось 30 лет. Выставка (главным образом фарфор) была передана в посольство РФ, а потом оттуда вернулась в Россию. Как говорят музейщики, с которыми беседовала «Компания», по своей воле Эрмитаж из Голландии тоже ничего бы досрочно не вывозил.

«Угроза реальна, надо вывозить спецбортами»

Вместе с тем опасность конфискации предметов искусства сохраняется, поскольку никто не знает, как будет развиваться кризис на Украине. Европейцы оставляют на странице филиала Русского музея в Малаге в соцсетях комментарии с призывами закрыть выставку по политическим мотивам.

Прецеденты конфискации предметов искусства у России в ЕС уже были. В 2005 году Швейцария арестовала 50 картин из Пушкинского музея по иску фирмы Noga, но позже освободила. В 2015-м акционеры ЮКОСа получили в Европе право конфискации объектов культурного наследия РФ. После этого Минкульт разрешил вывозить на Запад экспонаты только под гарантии их сохранности и возвращения. Европа их дает, поэтому из России выставки туда возят, а в США, которые не дают таких гарантий, не видели экспозиций из российских государственных музеев уже давно.

Последним прецедентом конфискации ценностей с некоторыми оговорками можно считать историю со скифским золотом, вывезенным из крымских музеев на выставку в Нидерланды перед присоединением Крыма к России. На него претендовали РФ и Украина, но после долгого спора голландский суд отдал экспонаты общей стоимостью около 500 млн евро Киеву.

«Угроза серьезная, — говорит адвокат Александр Молохов, занимавшийся проблемами возвращения скифского золота. — Конфисковать экспонаты могут, потому что Рубикон в отношениях России с Западом перейден, режь последний огурец. Страховые компании сейчас тоже перейдут в санкционный режим, они просто не будут работать. Вы цепляетесь за осколки старого уютного миропорядка, но его больше нет. Надо вывозить спецрейсами, спецбортами».

Возможно, власти РФ договорятся о вывозе экспонатов с одной из китайских авиакомпаний: судя по данным Flightradar, сейчас в Европу и обратно над Россией летают только они.