Top.Mail.Ru
архив

Хмельная дорога банкира

Года три назад, когда наша пивоваренная отрасль была на пике роста, многим она казалась едва ли не Клондайком. Чиновники повышали акцизы, рекламисты придумывали дорогостоящие концепции, алюминиевые магнаты вкладывались в производство тары. А банк «Авангард» начал строить солодовни. Но, не сумев найти на них покупателя, банкиры решили развивать непрофильный бизнес самостоятельно.

 

«Для меня это дело принципа, – заявляет президент «Авангарда» Кирилл Миновалов. – Я хочу создать мощнейшую и самую эффективную в стране группу предприятий по производству солода с себестоимостью продукции ниже, чем у самих пивоваров». Миновалов изучил солодовенную технологию настолько подробно, что может рассказать о показателях экстрактивности зерна и числе Кольбаха, а также о возможностях использования тепла, которое образуется при проращивании ячменя.

Еще в июле 2003 года глава «Авангарда» говорил «Ко», что у него «есть конкретные предложения по продаже контрольного пакета акций и солодовенного бизнеса целиком с прибылью для банка». А на недавней пресс-конференции, посвященной итогам работы «Авангарда» за прошедший год, Кирилл Миновалов объявил о прекращении всех переговоров по продаже «Русского солода» (так называется дочерняя компания банка, созданная под новый проект).

 

Несостоявшаяся сделка

Идея заняться солодом пришла в голову президенту «Авангарда» летом 2001 года. Производство пива в России развивалось невиданными даже в Европе темпами (20,4% роста в 2001 году), но, как и при социализме, свыше 60% солода пивовары закупали за границей. В стране появилась всего одна новая солодовня, построенная французской GroupeSoufflet и «Балтикой» близ Санкт-Петербурга. Импортозамещения в этом секторе не случилось, и Кириллу Миновалову он показался той самой свободной нишей, о которой мечтает любой бизнесмен.

К тому моменту банк (точнее, его дочерняя компания «Авангард-Лизинг») стал одним из крупнейших лизинговых операторов в России. Построить солодовню его президент задумал также по лизинговой схеме. Переговорив с некоторыми пивоварнями (среди них, например, был московский комбинат «Очаково»), Миновалов понял, что этот ход не пройдет. «Однако у меня по мере изучения темы возрос коммерческий интерес, – рассказывает банкир. – Я решил открыть три солодовни в разных регионах. Больший масштаб означал экономию на производственных издержках и логистике, иные отпускные цены и, следовательно, возможность занять серьезную долю на рынке, то есть другую стоимость бизнеса, если выставлять его на продажу».

К строительству первой солодовни – в подмосковном поселке Вороново – «Авангард» приступил в октябре 2001 года. Через месяц комбинат «Очаково» заложил фундамент собственной солодовни в Липецкой области. Вслед за этим холдинг «САН Интербрю» объявил о программе генеральной реконструкции шести солодовен при своих заводах. В августе 2002 года комбинат «Очаково» начал сооружать для себя вторую солодовню – под Белгородом, а в марте 2003 года руководство «Балтики» приняло решение о строительстве солодовни в Туле. Не успел «Авангард» завершить первый проект (завод в Воронове заработал в феврале прошлого года), как круг его потенциальных клиентов стремительно сузился. На долю трех упомянутых компаний, а также имеющих свои солодовни «Красного Востока» и «Степана Разина» приходится более 50% производства пива в стране.

Тем не менее «Авангард» не отступил. В декабре 2002-го банк начал строить предприятие в Воронежской области, а его президент затеял переговоры о продаже «Русского солода» с крупнейшими мировыми производителями – группой Soufflet и американской корпорацией Cargill. Насколько он был убедителен или иностранцы сговорчивы, можно судить по следующим фактам. В апреле 2003 года Soufflet подписала соглашение с Рязанской ГРЭС о строительстве солодовни на участке, принадлежащем электростанции. А в декабре стало известно, что Cargill изучает возможность открытия собственного завода в Тульской области.

По словам Кирилла Миновалова, с иностранцами он не сошелся в цене. «Они оценивали наш бизнес по схеме «затраты плюс проценты на инвестиции», я же предлагал ориентироваться на прогнозируемую прибыль, – поясняет он. – Надо признать, у нашего подмосковного завода поначалу были проблемы со стабильностью качества. Но выходить из этого бизнеса с мизерной прибылью мне было неинтересно».

 

Родительская опека

Свою уверенность в успехе проекта президент «Авангарда» объясняет тем, что для него создан «благоприятный финансовый режим». «Мы ничего не зарабатываем на обслуживании «Русского солода», – утверждает Миновалов. Оборудование для заводов «дочка» «Авангарда» закупает на деньги европейских экспортно-кредитных агентств, полученные «родителем» на пять лет под 4 – 5% годовых. Строительные работы финансируются самим банком без взимания процентов и комиссионных. Три предприятия мощностью 100 000 тонн солода в год каждое должны обойтись «Авангарду» примерно в $100 млн. На первое было потрачено $35 млн, во второе уже инвестировано $20 млн, третье – в Орловской области – только начало строиться. Хотя стоимость накопленных «Авангардом» лизинговых контрактов превысила $300 млн и в этом году банк запланировал выделить на проектное кредитование $70 млн, Кирилл Миновалов утверждает, что «Русский солод» не станет излишней нагрузкой. «В прошлом году банк заработал 370 млн руб. чистой прибыли, несмотря на то что солодовни и другие долгосрочные инвестиционные проекты еще не начали приносить доход, а затраты на их обслуживание уже включены в баланс, – объясняет он. – Так что запас прочности у нас есть».

Сравнительную дешевизну своих солодовен (заводы аналогичной мощности «Суффле Санкт-Петербург» и «Очаково» под Липецком стоили их владельцам по $50 млн) президент «Авангарда» считает конкурентным преимуществом, позволяющим снизить себестоимость, а значит, и отпускную цену продукта. Впрочем, пивовары, похоже, тоже нашли способы удешевления строительства. Проектная стоимость белгородской солодовни «Очаково» – $30 млн, тульской «Балтики» – $32 млн. «Стоимость кредитных ресурсов сейчас примерно одинакова как у международных компаний, так и у «Авангарда», – замечает Артем Богославский, директор «Балтики» по сырьевым ресурсам. – А доля затрат на финансирование в себестоимости тонны солода не превышает 4 – 6%».

Но у «Авангарда» есть другой козырь – аграрная программа. Банк закупает комбайны, которые будет продавать орловским крестьянам в рассрочку, а также договаривается с поставщиками семян, удобрений и гербицидов. В этом году «Русский солод» рассчитывает получить от хозяйств-партнеров до 150 000 тонн пивоваренного ячменя (что достаточно для полной загрузки одного завода). Пока весь ячмень компания покупает в Дании, и себестоимость тонны «авангардного» солода составляет чуть менее 300 евро, а отпускная цена – около 350 евро.

Сейчас тонна импортного солода обходится российским пивоварам в среднем в 380 – 400 евро за тонну. Неудивительно, что те из них, кто имеет или строит солодовни, инвестируют в производство ячменя. Так, «Суффле Санкт-Петербург» сотрудничает с белгородской «Стойленской нивой» и этим летом может получить урожай, который наполовину закроет годовые потребности завода. «САН Интербрю» и «Очаково» также поставляют сельским хозяйствам семена и удобрения в рамках закупочных контрактов на ячмень. Кстати, «очаковцы» ожидают, что себестоимость их солода не превысит 300 евро за тонну. «На нашем заводе в Липецкой области сейчас отрабатывается технологический процесс, – рассказывает гендиректор «Очакова» Владимир Антонов. – В августе мы запустим белгородскую солодовню, так что в следующем году «Очаково» полностью перейдет на собственный солод. Кроме того, мы планируем продавать солод другим пивоварам. Если имеющихся мощностей окажется недостаточно, комбинат может построить и третью солодовню на базе принадлежащих нам элеваторов».

А президент «Авангарда» надеется через три года снизить себестоимость своего солода до 170 – 200 евро за тонну, причем получать от хозяйств-партнеров ячмень, не уступающий европейским стандартам качества. Но это в будущем и, как говорится, при благоприятном расположении звезд.

 

Призвание варяга

Подмосковный завод «Русского солода» с прошлой осени поставляет продукцию на питерские «Пивоварни Хайнекен», Барнаульский пивзавод и еще несколько региональных предприятий. После запуска остальных солодовен компания может попытаться загрузить их заказами от средних и мелких пивоварен (300 000 тонн солода в год – это четверть потребности всей отрасли). Но этот путь малоперспективен. Как говорит исполнительный секретарь Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов, небольшие заводы закупают солод у посредников, которые импортируют крупные партии и поэтому могут предложить им хорошие скидки и другие преференции. К тому же с десятком мелких пивоварен договориться и работать сложнее, чем с одним крупным клиентом. Так что будущее солодовенного проекта «Авангарда» во многом зависит от благосклонности солидных покупателей.

Так, холдинг «САН Интербрю» надеется к 2007 году полностью перейти на собственный солод. А вот потребности «Балтики» в сырье после запуска тульской солодовни, по словам Артема Богославского, будут удовлетворены лишь на 50% (с учетом поставок от «Суффле»). Насчет возможности закупок у «Авангарда» он говорит неопределенно: «Время покажет». Компания «Ярпиво» по большей части использует импортное сырье и пока не собирается расширять свою небольшую солодовню. На «Пивоварнях Хайнекен» треть необходимого солода получают в России – у «Авангарда» и «Суффле» – и в дальнейшем намерены увеличивать закупки российского сырья. Кстати, по сведениям «Ко», менеджеры «Хайнекен» побывали на липецкой солодовне «Очакова».

Президент «Авангарда», похоже, чувствует, что одним бизнес-планом рынку не угодишь. В январе он пригласил на должность коммерческого директора «Русского солода» Эрика Конггорда – бывшего гендиректора торгового дома DaniaHandel (крупнейший поставщик датского солода в Россию, работавший, например, с «САН Интербрю», «Очаковом», «Красным Востоком»). Его задача – рассказать пивоварам о качестве производства и стратегии «Русского солода», – поясняет Миновалов. – Эрик Конггорд знаком с руководством многих российских пивоварен, и к его рекомендациям, я думаю, будут прислушиваться». К слову, холдинг ВВН, владеющий «Балтикой» и «Ярпивом», наполовину принадлежит датскому концерну Carlsberg.

На руку «Авангарду» и еще одно обстоятельство. Группа Soufflet не скоро начнет строительство солодовни в Рязанской области, если вообще не закроет этот проект. «Соглашение между нами пока не расторгнуто, – сообщили «Ко» в информационном отделе Рязанской ГРЭС. – Но французы оценивают свои возможности и, очевидно, пересмотрят договор».

Еще по теме