Top.Mail.Ru
архив

Хороший аппетит

23.03.201600:00

Традиционно критикуемое за расточительность ОАО «РЖД» утвердило программу развития ВСМ в России почти на 5 трлн руб. За эти деньги к 2030 г. в стране должны появиться скоростные магистрали из столицы в Санкт-Петербург, Адлер и Екатеринбург. За первые четыре года ведомство хочет ограничиться ВСМ по маршруту Москва–Казань и Москва–Тула, а также региональными ветками (Тула–Белгород и т.д.)

Основной вопрос, в который неизбежно упрется строительство, – это деньги. Половину из озвученной суммы планируется привлекать из внебюджетных источников. Получится ли, вопрос открытый – многое будет зависеть от макроэкономического контекста, не говоря уже о политике. Так, активному участию европейских инвесторов в проекте ВСМ Москва–Казань помешали санкции. И даже вроде бы сохраняющий намерения вложиться в стройку Китай ведет себя пассивно, а ее начало все время откладывается. К тому же проект дорожает – если в 2015 г. ветку в Казань оценивали в 1 трлн руб., то теперь она стоит уже 1,2 трлн руб. Что будет дальше, и вовсе сложно представить. При этом такие проекты предполагают долгую окупаемость – свыше 20 лет, – а экономическая эффективность под большим вопросом.

Впрочем, растущие сметы для железнодорожной монополии, похоже, почти традиция. Не далее, как в минувшем феврале, аудиторы из Deloitte нашли 40-процентное завышение сметы по ряду проектов в рамках модернизации БАМа и Транссиба.

В итоге большая часть расходов все равно ложится на бюджет. Как уточнил первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин, в случае с ВСМ Москва–Казань около 380 млрд руб. казна потратит на невозвратной основе, еще 289 млрд руб. поступит из Фонда национального благосостояния и ПФР. Сумма кредитов от коммерческих банков оценивается лишь в 225 млрд руб.

"Первый этап программы РЖД подразумевает строительство шести новых высокоскоростных магистралей уже к концу 2020 года, то есть чуть больше чем через 3,5 года. Учитывая, что проектирование еще не началось, то на реализацию останется около трех лет", - отмечает эксперт отрасли Алексей Тузови и напоминает, что  инвестирование программы будет осуществляться в условиях сложной экономической ситуации в стране. При это он отмечает, что для инвестирования программа предусматривает выгодные условия – доля в проекте с возможностью контроля процесса строительства, предоставление инфраструктурных облигаций.

«Возврат к проекту строительства ВСМ в 2016 г., когда нефть упала, казна пуста и цены выросли, выглядит как последняя попытка поучаствовать в разделе тающего бюджетного пирога. Я буду удивлен, если правительство пойдет на такие затраты», – говорит эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. При этом доцент Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС Валерий Темкин отмечает: «Задача привлечения как бюджетных, так и внебюджетных инвестиций для реализации программы крайне сложна в текущей экономической ситуации. Но именно реализация подобных программ дает России шанс стать страной с развитой экономикой». 

Еще по теме