Top.Mail.Ru
мнения

Коронавирус с доставкой на дом

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости
Милана Давыдова, главный редактор Журнала «Компания»

Прошло несколько дней самоизоляции, и накануне еще большего ужесточения карантинных мер Москва уже стала похожа на индийский Мумбаи, где кишмя кишат доставщики известной на весь мир службы «даббавала».

И сегодня большинство курьеров индийской фирмы — неграмотные; чтобы сортировать заказы, они пользуются цветовыми обозначениями и цифрами. Услуга почти бесплатна. Столь же низок и уровень жизни, который обеспечивает своим неграмотным сотрудникам компания. В свое время западный мир так умилился этой идее, что в 2011 году журнал Forbes назвал «даббавалу» одной из важнейших инноваций в Индии.

С опытом коллег наверняка знакома Татьяна Бакальчук, основательница гигантского онлайн-ретейлера Wildberries и богатейшая женщина России с состоянием на февраль 2020 года в 1,4 млрд долларов. Департамент доставки — важная часть компании, здесь Бакальчук действительно преуспела. Это позволило ей в разгар пандемии заявить о себе еще громче — призвать закрыть все магазины, включая продуктовые, и перевести торговлю в онлайн. К инициативе присоединились крупнейшие ретейлеры и доставщики — «М.Видео-Эльдорадо», Lamoda, OZON, «Ситилинк», «Связной», DNS, ПЭК, Boxberry, AliExpress, «Снежная королева», «Спортмастер», Avito, «220 Вольт».

Зачем же терять прибыль в карантин, если ее можно увеличить! Люди, подавленные обстоятельствами, начнут активно тратить в сети — намного больше, чем в «мирное время». То, что на спонтанные покупки уйдут последние деньги, — другой вопрос. Антикризисную пилюлю им доставят курьеры, что гораздо опаснее. Кто эти люди, где они живут, в каких местах бывают, с кем контактируют, какие меры предосторожности соблюдают, проходят ли медосмотры и тестирования, кто за всем этим следит? Через сколько рук проходит заказанный товар, кто и каким образом гарантирует безопасность доставки?

Совершенно очевидно, что в карантинных условиях для граждан намного безопаснее и полезнее совершить самостоятельно небольшую прогулку до ближайшего магазина. На своем пути есть риск повстречать трех-четырех человек, что гораздо меньше, чем количество контактов одного доставщика за час.

К чему дезинфекция подъездов, если она проводится группами (больше двух человек) работников ЖКХ, сильно напоминающих своим внешним видом курьеров, к чему все эти меры — коды, камеры, чипы, штрафы, — если разносчики рекламы и газет по почтовым ящикам и в пандемию работают не покладая рук — без перчаток.

Ау, московские власти! За кем вы следите?