Top.Mail.Ru
бизнес

Лайнеры Superjet пригодятся в Африке

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

Южноафриканский предприниматель Кларенс Андреа Стейн решил основать в стране новую авиакомпанию. Она будет называться Skylink Airways. Парк авиаперевозчика пополнится российскими лайнерами: бизнесмен закупит несколько самолетов Sukhoi Superjet 100.

Путь в Африку

«Старт запланирован на сентябрь 2022 года», — приводит РБК слова Стейна. Пять российских самолетов компания планирует купить, а еще пять — арендовать. Таким образом, Skylink Airways будет первым оператором SSJ100 в Африке.

Переговоры о покупке лайнеров предприниматель ведет с Павлом Панюковым, главой «Региональных самолетов». Эта структура выполняет разработку и серийное производство самолетов. В том числе к переговорам подключилась директор «Региональных линий» по продажам Татьяна Байнетова. Вскоре ожидается их встреча в Москве.

Skylink Airways призвана заполнить пробел в сфере авиаперевозок, который возник из-за финансовых трудностей у национальной авиакомпании South African Airways. Самолеты Skylink Airways будут летать как по стране, так и за рубеж. Например, лайнеры SSJ100 смогут выполнять рейсы из ЮАР до островов Маврикий, Реюньон и Коморских островов.

Уже в этом году компания откроет свое представительство в России. Офис расположится «неподалеку от штаб-квартиры Сухого», сообщил предприниматель.

«Мой выбор очевиден, Sukhoi — это экономичный самолет, в котором применена новая технология, и этот самолет является идеальным самолетом, который я планирую использовать в Африке, Южной Африке и на близлежащих островах», — объяснил бизнесмен.

Интерес к самолетам SSJ100 проявляют не только предприниматели из ЮАР, заверяют в российской компании. Это связано с общим сокращением пассажиропотока на фоне пандемии коронавируса, говорится в сообщении российского производителя авиационной техники. Южную Африку в компании назвали перспективным рынком для экспорта российских самолетов.

Тем не менее в последние годы от покупки российских лайнеров отказались почти все иностранные авиаперевозчики. Среди них бельгийская Brussels Airlines, Lao Central Airlines из Лаоса, а также PT Sky Aviation и ArmAvia.

Единственной эксплуатирующей самолеты «‎Сухого» компанией осталась мексиканская Interjet. Авиаперевозчик купил 22 из 30 заказанных лайнеров. Однако и он в 2019 году также пытался от них отказаться.

Сейчас на лайнерах Superjet в основном летают российские авиакомпании, в числе которых «Россия» (структура «‎Аэрофлота»), «Азимут», «Ямал» и «Газпром авиа».

Что отпугивает компании

Глава Минпромторга Денис Мантуров объяснял неудачи российского экспортера отсутствием опыта сервисного обслуживания и ставками на большой объем поставок. Однако зарубежные игроки отказываются от самолетов SSJ100 и по другим причинам.

Иностранные покупатели называли российские лайнеры небезопасными. Например, Brussels Airlines за 22 дня эксплуатации пришлось отменить 92 рейса из-за поломок SSJ100. Они значительно уступают конкурентам по среднему налету, поэтому покупать их невыгодно, считают эксперты.

Тем не менее в производство Superjet российские власти вложили миллиарды рублей. Только на разработку лайнеров потрачено 34 миллиарда рублей, почти половина из которых — бюджетные деньги. С 2003 по 2016 годы Россия инвестировала в проект примерно 2 миллиарда долларов. В разговоре с журналом «‎Компания» летчик 1-ого класса и «Отличник Аэрофлота» Андрей Литвинов отметил, что эта сумма оказалась выше запланированной.

«Смета была превышена в восемь или девять раз. За это никого не посадили и даже не обвинили. Идет разграбление и растаскивание проекта. Просто взяли, принесли смету на подписание и выделили деньги. Я допускаю превышение бюджета в два раза, но не в десять» — заявил он.

По итогам 2019 года выручка Sukhoi упала в 4,5 раза. Чистый убыток компании вырос почти в 2,5 раза — до 1,9 миллиарда рублей.