Top.Mail.Ru
архив

Менеджер в центре зала

Он начал строить карьеру в Европе, где работал и учился в течение пяти лет. Для России хэдхантеры нашли его четыре года назад. Гендиректор российского "Марса"Александр Изосимов "не тормозил", быстро продвигаясь по должностной лестнице.

Его офис расположен в подмосковном Ступине, в 70 километрах к югу от столицы. У генерального директора российского "Марса" нет отдельного кабинета, как нет его ни у кого в мультинациональном Mars. Весь российский офис представляет собой пространство в несколько сот квадратных метров, где за столами работают 200 человек. В центре помещения полукругом расположены столы семи директоров "Марса". Весь директорат обслуживается одним секретарем-ассистентом.

Во всем мире офисы Mars Inc. выглядят именно так. Подобная планировка рабочего пространства - часть корпоративной культуры, которая была придумана еще в 30-е годы. По мнению Изосимова, такое расположение сотрудников "дает невероятные преимущества": "Во всем мире тратятся немыслимые деньги на налаживание внутрифирменных информационных потоков. А информация все равно где-то застревает, фильтруется, люди не разговаривают друг с другом. Отсутствие стен помогает новостям "путешествовать", перетекать из одного отдела в другой. Ко мне без всяких формальностей может подойти любой из сотрудников".

Этот стиль работы Изосимову явно по душе. "Во многих западных компаниях все иначе, - говорит он. - В таких фирмах чем выше у человека должность, тем больше у него атрибутов власти. Американские и британские компании часто практикуют такую систему сознательно. У больших боссов персональное место для парковки машины. И, как высшая степень идиотизма, - персональный туалет со своим ключом.

В современной компании все должно быть демократично, считает глава крупного иностранного представительства - россиянин с сибирскими корнями.

Пролетая над МАИ

Александр Изосимов родился в 1965 году в Якутии, где его родители работали геологами. Окончив в Якутске специализированную физико-математическую школу, Изосимов отправился в Москву, где поступил на экономический факультет МАИ.

В 1987 году, окончив вуз, он избежал унылой участи большинства сокурсников - распределения в далекий "почтовый ящик". Изосимову предложили остаться на родной кафедре "Автоматизированные системы управления производством". Он согласился и стал аспирантом - человеком с хорошими, по советским меркам, карьерными перспективами и массой свободного времени. Его деятельная натура требовала какой-нибудь "общественной нагрузки".

"Я всегда мечтал заниматься международной деятельностью, - вспоминает Александр Изосимов. - Шел 1989 год, страна начала "открываться", и мне хотелось как-то использовать этот момент".

Комсомольский вожак Плехановского института Владимир Андреев, с которым Изосимов как-то познакомился, рассказал ему об AIESEC - международной ассоциации студентов, обучающихся экономике и менеджменту. Эта организация, по словам самого Изосимова, и стала "мостиком в будущее", определившим многое в его судьбе.

В 1989-м мандатом от AIESEC на создание своего филиала в СССР обладал только Плехановский институт. Изосимов договорился с представителями международной организации и создал "ячейку" AIESEC в МАИ. Он занимался организацией стажировок, студенческим обменом, проведением семинаров и конференций.

"Это был способ приобщения студентов к проблемам, стоящим перед бизнесом, - вспоминает Александр Изосимов. - Я сам многое стал постигать. Увидел, как работает организация, узнал разные нюансы управления, услышал о том, как создаются взаимоотношения людей, их мотивация. Я понял, что мне нравится бизнес. И ни о какой научной карьере уже не думал".

Он начал искать работу в бизнесе и однажды в 1991-м попал на собеседование в консалтинговую McKinsey & Сo. С этого все и началось.

Первые русские в McKinsey

Американская компания, только присматривавшаяся к России, еще не успела открыть здесь офис. Руководители фирмы пытались разобраться, кто они вообще такие, эти русские, и умеют ли они работать. В недрах уважаемой консалтинговой фирмы вызрел эксперимент - нанять трех россиян на работу в европейские представительства и посмотреть, как они проявят себя в деле.

На роль "подопытных кроликов" претендовали многие - по несколько десятков москвичей на каждое из трех мест. Система отбора строилась на большом количестве интервью. С Изосимовым поочередно побеседовали с десяток менеджеров McKinsey разного ранга.

"Их интересовали не столько мои знания, сколько способность творчески мыслить, распознавать проблему и логически ее анализировать, - рассказывает Александр Изосимов. - При беседе с кандидатом на получение работы очень важно определить, насколько грамотно он подходит к решению задач. Ведь в бизнесе никогда не бывает единственно правильных решений".

Бывший аспирант оказался среди троих молодых людей, прошедших этот отбор. Ему предложили должность младшего консультанта в стокгольмском офисе компании.

Сегодня Изосимов говорит, что "знание языка и культуры страны - преимущество, но отнюдь не оно определяет профпригодность". Но тогда язык представлял для него чуть ли не главную проблему. В шведском офисе McKinsey сотрудники общаются между собой по-английски. А Александр владел им отнюдь не свободно. Другой проблемой для Изосимова стало погружение в совершенно незнакомую корпоративную культуру.

"Я ходил по офису с квадратными глазами, - вспоминает он. - Сначала в происходящем вокруг мало что понимал. Все ждал, что услышу от руководства: "Знаешь, парень, мы ошиблись. Поезжай-ка ты домой!" Но страх постепенно исчезает, как только начинаешь понимать, что можешь производить мысли, дающие конечный результат".

McKinsey консультирует топ-руководителей. Это определяет подход и к подбору кадров. В компании предпочитают сотрудников, способных на креативные, порой парадоксальные решения.

Среди клиентов Александра Изосимова в Стокгольме были горнодобывающие компании, железные дороги, авиаперевозчики, телекоммуникационные фирмы. Их названия, соблюдая корпоративную этику, он отказывается называть даже сейчас, когда уже не работает в McKinsey. О своей бывшей фирме он отзывается с большим пиететом: "На мой взгляд, McKinsey - консалтинговая компания номер один в мире. Не по размерам, но по значимости. Неудивительно, что многие менеджеры, некогда преуспевшие в McKinsey, сегодня возглавляют большие корпорации".

Против авторитаризма

Проработав три года в Стокгольме, в 1994 году Александр Изосимов поступил во французскую бизнес-школу INSEAD. Окончив ее через год, он вернулся в McKinsey, но уже в лондонский офис. Здесь его и отыскали в 1996-м рекрутеры из Whitehead Mann, работавшие по заказу московского офиса Mars Inc. Российской "дочке" мультинационального гиганта - компании "Марс" требовался менеджер по бизнес-планированию. Перед хэдхантерами ставилась задача найти талантливого и амбициозного человека с российскими корнями, который в перспективе был бы способен возглавить московское представительство. В Whitehead Mann "прошерстили" списки россиян, окончивших западные бизнес-школы, собрали информацию о русских, работавших в британских компаниях, и решили, что Изосимов - наилучший кандидат.

Он принял это предложение, надеясь на быстрый карьерный рост в перспективной, да к тому же родной стране. Его личные ожидания оправдались на все сто. Через девять месяцев работы в Москве он был переведен на должность финансового директора, затем стал директором по продажам. Проверив россиянина в деле на различных должностях, боссы Mars Inc. решили, что Изосимов уже готов к серьезному назначению. В июне 1999 года Александр получил пост генерального директора.

Сейчас под его руководством в "Марсе" работают около 1200 человек, в том числе 15 экспатов. Их поддержку прошедший западную школу гендиректор очень ценит.

"В наших кругах много говорят о засилье экспатов в российских компаниях, - рассказывает Александр Изосимов. - Мол, надо от них избавляться, поскольку наши менеджеры могут сами делать такую работу. Вот только экспаты могут выполнять эту работу в разных странах, а наши люди сознают, что в состоянии руководить только в родной России".

Изосимов считает, что все разговоры о "специфике" российского менеджмента в пользу бедных: "С моей точки зрения, вся эта специфика - ерунда. Посмотрите сами: Mars, Coca-Cola, PepsiCo, другие компании работают в России так же, как в Америке или Мексике. Им глубоко безразлично, что Россия считает себя очень специфической страной со специфическим бизнесом. Да никто толком еще и не объяснил, в чем, собственно, эта специфика заключается".

Такие признаки российского стиля управления, как единоличность принятия решений и авторитарность руководителей, он считает скорее недостатками, чем спецификой. "Принцип "я начальник - ты дурак", конечно, в отечественных компаниях еще присутствует, - считает Александр Изосимов. - Отказ от авторитаризма я бы назвал одним из самых важных изменений, через которые должен пройти российский стиль управления".

Большинство решений в "Марсе" принимаются на коллегиальной основе. Это один из краеугольных камней западного менеджмента. "На западных предприятиях эта система доведена почти до абсолюта, - говорит Александр Изосимов. - Собирается максимум информации, она обсуждается, и только после этого принимается решение. Единоличное же волевое решение может использоваться только как самый последний ресурс в кризисных ситуациях".

Осенью 1998 года московский "Марс", как и многие другие западные компании, вынужден был спешно сокращать штат. Около 30 российских менеджеров были отправлены на работу в офисы других стран. В ближайших намерениях Изосимова - вернуть этих людей. Если этот план удастся осуществить, в "Марсе" будет несколько десятков специалистов, "понюхавших пороха" в Европе и вернувшихся на родину. То есть повторивших карьерный путь Александра Изосимова.

Еще по теме