Top.Mail.Ru
бизнес

«Мои дети — мои первые клиенты»

Фото: пресс-служба «Интересный холдинг» Фото: пресс-служба «Интересный холдинг»

В современной России, когда речь заходит о женщинах, карьерный вопрос стоит по-прежнему остро. Недавнее исследование «дочки» «Сбера» показало: около 90% россиян считают главной задачей женщины заботу о семье и детях, а микс из карьеры и материнства поддерживают менее 8% граждан. К счастью, в стране немало примеров, рушащих этот стереотип. Так, предпринимательница из Москвы Жанна Казанская управляет целым холдингом, куда входят детский сад, школа и бренд одежды, и это не мешает ей воспитывать пятерых детей и помогать начинающим бизнесвумен.
О том, как совместить карьеру и семью, привить детям любовь к бизнесу мамы и что чаще всего мешает женщинам начать свое дело, рассказывает новая героиня нашего проекта «Бизнес по-женски» Жанна Казанская.

Свой первый проект — мультипликационную студию для детей — вы запустили больше 16 лет назад. Расскажите, с чего начался ваш путь к предпринимательству.

— Перед тем, как открыть свою студию, я, как и большинство людей, работала в найме. Моя карьера началась в коммуникационном агентстве Point Passat. Все развивалось довольно быстро: в 2001 году я пришла в эту компанию помощником менеджера с зарплатой в 200 долларов, а уже через полгода стала заместителем директора отдела. Коллеги даже не поняли, как это произошло, потому что я только пришла в компанию и еще даже не окончила институт.

Думаю, в продвижении по карьерной лестнице мне помог мой предпринимательский склад характера. Я всегда знала, что все зависит от меня, и понимала — если я хочу расти как специалист, я должна много работать. Уже на старте карьеры меня удивляло, что, как только наступают заветные 18:00, все уходят из офиса. Я часто засиживалась на работе допоздна, и это дало результат — уже через полгода меня начали приглашать в другие агентства. Мне предложили зарплату в два раза выше, и я сменила работу, так как понимала, что достойна новых условий. 

Но, несмотря на карьерные успехи, в найме вы не задержались…

— Действительно, я проработала так недолго — до 2005 года, когда у меня родился первый ребенок. Я предполагала, что уйду в декрет, но уже на второй месяц почувствовала, что мне не сидится на месте. Сначала я стала браться за проекты на фрилансе, но этого мне было мало, и тогда я поняла, что в наем уже не вернусь, потому что мне хочется создавать что-то свое.

В это же время я впервые столкнулась с японским методом икигай. Он позволяет найти формулу своего счастья и монетизировать то, что тебе близко и что у тебя хорошо получается. Я определила, что мне интересно изучать этот мир и находиться в бесконечном процессе познания, поэтому я решила запустить проект, который передает некий навык и опыт детям и взрослым.

То есть ваш первый проект был заточен не только на маленьких потребителей?

— Самой первой моей попыткой в бизнесе стала детская мультипликационная студия, которую я открыла в 2009 году. Незадолго до этого я вместе с ребенком попала на мультипликационный фестиваль, где увидела мультфильмы, созданные детьми, и удивилась, насколько они лишены стереотипов и шаблонов. Эта история настолько меня зацепила, что я открыла свою студию, а параллельно стала работать со взрослыми. Для них я создала академию интересов, в которой мы изучали искусство, метафизику и другие интересные направления.

К сожалению, мое движение по этому пути остановили сами взрослые. От многих из них я слышала: «Зачем мне учиться? Пусть мои дети учатся, я свое уже отучился». Многие просто не хотели тратить на это свое время, поэтому история с курсами для взрослых постепенно сошла на нет. Но в том же 2009 году я занялась своим главным бизнес-проектом — «Интересным детским садом». Я открыла частный детский сад недалеко от своего дома в подмосковном Глухове, который развиваю по сей день.

Сегодня в портфеле Жанны несколько бизнес-проектов, которые входят в «Интересный холдинг». Все они так или иначе связаны с детьми. Первый и самый главный проект — частный детский сад, который изначально базировался в поселке Глухово возле Ильинского шоссе. В 2016 году он переехал в соседний коттеджный поселок Александровский.

Среднестатистическому россиянину детский сад, созданный Жанной, покажется нестандартным. Для своего бизнеса она выбрала трехэтажный особняк, который строили с нуля по собственному проекту. Сад принимает детей от 1 года до 7 лет, пробная неделя в нем на полный день стоит 4500 рублей. Месячный абонемент на пребывание с 8 утра до 7 вечера можно купить за 90 тысяч рублей.

В период с 2009 по 2015 год Жанна успела открыть еще три детских сада в Москве. Однако позже пандемия внесла свои коррективы, и часть садов закрылись. Плюс часто ездить в Москву, имея нескольких детей, оказалось неудобно. Спустя несколько лет Жанна пошла на повышение и открыла «Интересную школу» все в той же Ильинке. Месяц обучения в ней стоит 120 тысяч рублей.

прочитать весь текст
Свой первый бизнес вы запустили, попытавшись уйти в первый декрет. Каково это — одновременно делать первые шаги в материнстве и предпринимательстве?

— Мне очень повезло, потому что мои дети — непосредственные и самые первые клиенты моих продуктов и услуг, но делить роли мамы и руководителя, безусловно, сложно, особенно когда они встречаются в одном месте. Когда ты как руководитель приходишь в детский сад, где находится твой ребенок, он видит в тебе только маму. Поэтому, когда у меня встречи или совещания, я стараюсь, чтобы мои дети меня не видели, иначе я не смогу на 100% отдаться ни работе, ни материнству.

Поначалу из-за этой дуальности у меня случались выгорания, стрессы, даже депрессия. Когда я была с детьми, что-то внутри меня говорило: «Ты тут сидишь, а там у тебя, вообще-то, работа…», а на работе я постоянно думала: «Что я за мать-кукушка — родила детей и оставила». В этот момент очень многие женщины выбирают семью. С одной стороны, это правильно, но, если женщина — прирожденный предприниматель, рано или поздно у нее начнет проявляться комплекс нереализованности, и обвинять в этом она будет мужа и детей.

Всегда важно признаваться себе во всем честно. Я однажды признала, что я работающая мама и человек, которому, помимо материнства и семейных ценностей, важно работать и создавать, это дано мне природой. Тогда я перестала нести за собой чувство вины. В этом деле важно не брать на себя слишком много и правильно расставлять приоритеты.

Детский садФото: пресс-служба «Интересный холдинг»
Имея пятерых детей, вы ни разу не выходили в полноценный декрет. Значит ли это, что в вашем случае в приоритете оказалась карьера?

— В какие-то моменты можно сказать и так, но в какие-то я, наоборот, выбрала семью. Если бы не семья, уровень моих проектов сейчас был бы намного более масштабным, но я не гонюсь за количеством, мне так комфортно. А когда дети вырастут, и я буду не так часто им нужна, масштаб проектов может измениться.

Неужели дети не ревнуют вас к вашей работе?

— Мне невероятно повезло, что мои дети ходят в мой детский сад. Это редкий случай — мой бизнес нас сближает. Дети знают, чем я занимаюсь, и одновременно дают мне обратную связь по моим проектам: по занятиям в детском саду и школе, по одежде, с ними мы делаем первые примерки. По сути, мои дети — это мои помощники.

Я всегда с удовольствием делюсь с детьми тем, что делаю. Благодаря этому они не ощущают, что мамина работа — это некое зло, которое ее у них отнимает. Конечно, иногда я чувствую, что какому-то ребенку недостает моего внимания. Тогда я отключаюсь от работы на пару дней, и мы вместе куда-то едем. Буквально недавно такое случилось с моим сыном — мы уехали с ним на пару дней, я дала ему уверенность в том, что мама рядом и его любит, и домой он вернулся счастливым и наполненным. Но все же важно дать детям понять, что мама одна, и разорваться она не может.

Образовательными проектами портфель Жанны не ограничивается. В пандемийном 2020 году у нее появилось еще одно детище — бренд одежды Zhanna&Anna. Он специализируется на пошиве одежды для детей от 5 до 12 лет. 

Также в прошлом году Жанна начала консультировать женщин по вопросам открытия бизнеса в рамках проекта Woman Wings. Мастер-классы, призванные помочь женщинам перейти от бизнес-идей к их реализации, предпринимательница продает по ценам от 1990 до 23 590 рублей.

прочитать весь текст
Когда вы поняли, что работа в найме и декрет не про вас и решили заняться бизнесом, близкие вас поддержали?

— Поначалу было непонимание со стороны отца ребенка. Я не буду углубляться в подробности, но тогда я поняла, что такое обесценивание. Сейчас я часто вижу, как это происходит с другими женщинами, но я поняла одну важную вещь: если женщина сама себя не обесценивает, этого никогда не сможет сделать кто-то другой.

На ваш взгляд, эта черта больше свойственна женщинам? И вообще, нужно ли говорить о женском предпринимательстве как о чем-то отдельном?

— На мой взгляд, выделять его не стоит, но женщинам, только пришедшим в бизнес, определенно нужна бóльшая поддержка, чем мужчинам. У нас есть стереотип, что женщина должна сидеть дома, а зарабатывать должен мужчина. Поэтому женщинам, делающим первые шаги в бизнесе, нужно помочь не сомневаться в том, что у них все получится. Объяснить, что быть прекрасной женой, мамой и делать свой бизнес возможно, и таких примеров вокруг немало. 

Все ваши проекты так или иначе связаны с детством. Много ли в этом секторе мужчин?

— Согласно статистике, в социальном бизнесе примерно 80% позиций занимают женщины. Этот бизнес сопряжен с наивысшей степенью ответственности: надо думать о безопасности материалов, если речь идет об одежде. В детских садах вообще важна каждая мелочь, так как ты несешь ответственность за жизни детей. Отчасти из-за всех этих сложностей руководителей-мужчин в этом сегменте мало, а также потому, что это не самый прибыльный бизнес. 

На мой субъективный взгляд, когда на чаше весов такая история, мужчина пойдет в противоположную сторону — туда, где прибыль больше, а ответственности меньше. А вот в качестве инвесторов есть много мужчин, которые хотят поддерживать женщин, создающих социальные проекты.

Вы когда-нибудь чувствовали предвзятое отношение к себе со стороны мужчин?

— Лично я такого не встречала, но есть категория женщин, которые портят отношение к женскому предпринимательству. Я называю их скучающими женами. Таким женщинам хочется что-то поделать, и они выбирают открыть бизнес, который кажется им легким, а раньше как раз бытовало мнение, что детский сад — это легкий бизнес, его хотела открыть каждая вторая.

В то же время я видела много проектов, которые запустили женщины и сделали это круче и качественнее мужчин, но я не хотела бы углубляться в гендерность. На мой взгляд, стоит уходить от гендерного стереотипа, и я была бы рада приложить руку к воспитанию предпринимательниц, которые не портили бы статистику. В этом смысл одного из моих проектов — Woman Wings.

В рамках этого проекта вы консультируете женщин по вопросам бизнеса. Как давно вы этим занимаетесь?

— Я делаю это довольно давно, но раньше это было моим хобби. Время от времени на моем пути возникали женщины, которым нужна была помощь, и я помогала им на добровольных началах, пока не поняла, что, если я делаю это бесплатно, некоторые относятся к моим инициативам несерьезно. Поэтому недавно я выделила Woman Wings в отдельный проект. Это платные консультации, но они доступны абсолютно для всех женщин.

Как вы им помогаете?

— Для начала мы определяем мотивацию — зачем женщине нужен свой бизнес. Для кого-то это способ реализоваться в жизни, кто-то поддается социальному давлению, а кто-то просто увидел, что это модно, и тоже захотел свое дело. Когда мы понимаем, что мотивация работать есть, мы определяем идею: что именно женщина хочет делать. Здесь я советую систему икигай, которая помогла мне в свое время.

На мой взгляд, любой человек — это бизнес-проект, важно только понять, на чем он может заработать. Недавно ко мне приходила консультироваться женщина-бухгалтер, от которой ушел муж. Она осталась одна с двумя детьми, работает с 8 до 14 часов и получает 35 тысяч рублей. Муж запрещал ей работать больше, хотел, чтобы она проводила время с детьми. 

Когда мы начали общаться, то поняли, что эта женщина абсолютно обесценила себя на работе. Она жутко боялась пойти к руководителю и попросить прибавки к зарплате, думала, что ее уволят, но, когда решилась на этот разговор, начальник не только оставил ей старый график и поднял зарплату до 50 тысяч, он также сказал, что ни в коем случае ее не уволит, так как она для него очень ценна.

В этот момент уверенность женщины взлетела. Мы стали думать, чем еще она может заниматься. Так как она действительно хороший специалист в бухучете, она стала консультировать собственников открывающихся компаний, прошла дополнительное обучение. Плюс к этому она нашла пять или шесть компаний, которым нужен был бухгалтер на аутсорс. В результате всего за восемь месяцев доход этой женщины взлетел с 35 до 300 тысяч рублей. Женщина расцвела, стала лучше выглядеть, а ведь дело было исключительно в обесценивании себя.

Zhanna&AnnaФото: пресс-служба «Интересный холдинг»
Помимо страха и неуверенности, что еще останавливает женщин перед открытием своего дела?

— Конечно, финансы. Часто у женщин нет денег, которые необходимы как стартовый капитал, но и тут у меня есть пример, подтверждающий, что все возможно. Однажды ко мне пришла девушка, с которой мы определили интересную ей сферу — флористику. На тот момент у нее были лишь 2000 рублей пособия в месяц. Она не побоялась, взяла в долг порядка 35–50 тысяч на курс по флористике, закончила его, купила специальные материалы. Сейчас она успешный флорист: каждый день у нее по несколько выездов в дома, квартиры и компании.

Такие истории меня окрыляют и, поверьте, они сплошь и рядом. Все думают, что свой бизнес — это неподъемная история, но можно и нужно начинать с малого, а потом расти в таких крутых профессионалов. 

Часто, когда речь заходит о женском предпринимательстве, слышится мотив личных жертв. Действительно ли свое дело всегда сопряжено с какими-то жертвами?

— Я уже давно не нахожусь в позиции жертвы. Вначале думалось, что жертвенность есть, но, вообще, думать о жертвах — это неправильная позиция. Если рассуждать таким образом, то я, возможно, жертвую ежедневным спортом, но я сейчас так не мыслю. И хоть я и сказала, что, если бы не семья, мои проекты были бы гораздо масштабнее, я не считаю это жертвой, мне сейчас комфортно именно так. Для меня куда важнее качество, глубина проектов и моя семья. 


Блиц-опрос

 Согласны ли вы с этими высказываниями:

1. Есть сферы, в которых мужчины успешнее женщин.
— Скорее согласна, но это работает в обе стороны. Как я уже сказала, в социальном бизнесе по большей части трудятся женщины, и у них это хорошо получается.

2. Мужчины склонны не воспринимать женщину как делового партнера или начальника.
— С этим я не согласна, но тут все зависит от того, как женщина себя поставит. В моем случае такого не происходит.

3. Женщины часто сталкиваются со «стеклянным потолком» по работе.
— Если вы вспомните историю про бухгалтера, то, конечно, это высказывание верно. Но верно оно лишь тогда, когда женщина сама выстроила себе этот «стеклянный поток». Почему-то мужчине можно прийти и попросить поднять зарплату, потому что он кормилец семьи, а женщина так не думает. И если сравнить уровень зарплат, у мужчин он до сих пор выше вне зависимости от компетентности. Эту несправедливость нужно ликвидировать, но это получится только благодаря женщинам.

— И напоследок, какой совет вы бы дали женщинам, которые хотят открыть свой бизнес?
— Не забывайте, что без веры в себя у вас ничего не получится, но эта вера должна быть основана на фактических знаниях и опыте. Сегодня я вижу очень талантливых специалистов с огромнейшим синдромом самозванца и наоборот — людей, у которых мало опыта, знаний и компетенций, но есть огромная самоуверенность. В эфир лезут люди, бэкграунд которых зачастую несоизмерим с теми, кто сидит в тени. Это не очень справедливо, и с этим мы с вами должны бороться.