«Мы выкупили их активы и снова передали им»

Лидер отечественного рынка M&A инвесткомпания А1, входящая в «Альфа-групп» Михаила Фридмана и его партнеров, ожидает трехкратного роста выручки в уходящем году. Возможно, это связано с ростом индекса конфликтности деловой среды в пандемию и с окончанием громких бизнес-споров последних лет, откуда компания вышла с прибылью. Управляющий партнер А1 Андрей Елинсон прокомментировал предварительные итоги 2021 года.
«Финансовые результаты пока до конца не просчитаны, год не завершён, но уже точно можно сказать, что они кратно больше показателей 2020 года», — сообщил он журналу «Компания». Учитывая рекордный рост выручки (по данным FT, оборот профильного департамента KPMG вырос за год на 17% до $13,7 млрд), сейчас это общий тренд. Индекс конфликтности деловой среды в России, который по собственной методике высчитывают А1 и «Сколково», тоже растет второй год.
Обороты могли бы вырасти еще больше. «Раньше существовал подход "давайте ввяжемся в конфликт, а потом посмотрим", — говорит Андрей Елинсон. — Сейчас политэкономический контекст изменился, ввязываться в рискованные конфликты нет смысла. Поэтому все кейсы проходят оценку рисков, в том числе этических и репутационных. В связи с чем воронка продаж у А1 — от 1,5 до 3%, то есть 1-3 случая из ста»
Основной бизнес А1 — урегулирование корпоративных конфликтов, куда инвесткомпания традиционно заходит, выкупая долю одной из сторон. По словам управляющего партнера, в этом году инвесткомпания закрыла четыре таких кейса.
О продаже части рынка «Дубровка» башкирскому застройщику «Гранель» А1 объявила еще в конце января. Инвесткомпания выкупила эти 7,4 га у «Московского шинного завода», оставшуюся часть МШЗ используют под рынок структуры «Киевской площади». «Мы урегулировали финансовый спор прежних владельцев завода с правительством Москвы и продали участок восходящей звезде девелопмента под жилье премиального класса, - говорит Елинсон. – Больше пяти лет этим занимались и вышли с очень хорошей доходностью».
Еще один закрытый кейс — конфликт в компании «Синелаб». Вдова одного из владельцев Дмитрия Буравлева не смогла получить от партнеров долю мужа и обратилась в А1. «Мы защищали ее интересы несколько лет, и в этом году спор был справедливо разрешен», — рассказывает управляющий партнер. О ком и о какой сумме идет речь, он не уточняет. В 2019 году компания получила от «Синелаба» БЦ «Альянс на Электрозаводской» площадью 12,4 м2.
В медиацию конфликта золотопромышленников Сергея Янчукова и Виктора Литуева А1 включилась в 2020 году, когда они спорили за Ксеньевский прииск и Итакинское месторождение. «Через цепочку сделок выкупили активы, разрешили 10 судебных споров за них и снова передали собственникам», — описывает схему урегулирования Елинсон. Теперь Литуев бесспорно владеет Ксеньевским прииском, а Янчуков — Итакинским месторождением. При этом А1 помогает им коммуницировать, поскольку активы расположены на одной территории.
Производителя диких северных ягод «Русбиоальянс» группа А1 купила в 2019 году, когда конфликт совладельцев Сергея Помелова и Анатолия Еркулова стал патовым. А1 вложила в этот бизнес $20 млн, но окупаемость оказалась долгой и летом А1 продала завод Помелову. «Мы смотрим доходность от 15% в долларах, обычно 25% и выше, — объясняет Андрей Елинсон. — А тут цикл длинный, мы решили время не тратить и зафиксировать финансовый результат».
В работе у А1 еще как минимум две известных истории. Это банк «Русский Стандарт», где компания выкупила облигации, под которые заложены 49% акций банка Рустама Тарико, и заручились письменной готовностью двух крупных российских банков их выкупить. И «Ростагроэкспорт», где за наследство покойного борется 10 человек, которым А1 предложила выкупить компанию за $50 млн. Елинсон называет цену справедливой: «Актив старый, недоинвестированный, с выручкой около 10 млрд рублей. При этом среди 10 претендентов на него образовалось несколько коалиций, ситуация непростая. И поскольку оферта не была поддержана всеми наследниками, мы не видим для себя дальнейшего участия в проекте», — говорит он.
Плодотворным в А1 называют и свое сотрудничество с АСВ по розыску активов совладельцев «Внешпромбака» Георгия Беджамова и «Межпромбанка» — Сергея Пугачева. «Зарубежные активы Беджамова идентифицированы, арестованы, в 2022 году мы ожидаем разрешения судебных споров, — говорит Елинсон. — Кроме того, мы нашли у него в России заводы и недвижимость. По активам его сестры Ларисы Маркус в Нью-Йорке и в Европе мы близки к стадии получения денег. Виллы Пугачева во Франции и на острове Сент-Барт тоже арестованы. Домом, где он сейчас живет, владеет третье лицо, и мы изучаем, не скрытая ли это форма владения».
Еще по теме



