Top.Mail.Ru
архив

Нужна ли средней фирме собственная служба безопасности?

31.01.200500:00

Владелец региональной посреднической фирмы долго искал человека, который смог бы так же бдительно, как он сам, следить, чтобы сотрудники не воровали, конкуренты не устраивали диверсий, а преступники не пытались угнать новую машину. В итоге нужного специалиста он нашел среди бывших начальников местного угрозыска. Ему, правда, пришлось предложить зарплату, сравнимую с месячным доходом его босса. Но предприниматель доволен – заму по безопасности уже удалось предотвратить одно покушение.

Не у всех бизнесменов и не во всех городах возникают подобные сложные ситуации, но обойтись без системы безопасности в российских условиях зачастую не может даже самая мелкая компания. Однако перед руководителем фирмы встает дилемма: создавать собственную службу безопасности (СБ) и искать сотрудника, которому можно доверять как самому себе (для эффективной защиты приходится делиться самой конфиденциальной информацией), или передать функции охраны сторонней организации? Владимир Киселев, гендиректор ЗАО «Компания «ШЕРП», оказывающего консалтинговые услуги, считает, что безопаснее создавать собственную СБ. А Роман Устюжанин, гендиректор компании «Омега-консалтинг», уверен, что небольшой фирме целесообразнее обратиться к услугам охранного предприятия.

 

Владимир Киселев, «Компания «ШЕРП»:

«Россия является одним из лидеров по количеству заказных убийств на почве коммерческих отношений. Бизнесу нужно уметь защищаться. К важнейшим функциям безопасности предприятия относятся – предотвращение угроз и противоправных действий со стороны недобросовестных конкурентов, защита конфиденциальной информации, проверка благонадежности и деловой репутации партнеров и контрагентов, а также собственного персонала, минимизация просроченной дебиторской задолженности, коммерческая разведка и контрразведка, обеспечение физической безопасности объектов и топ-менеджмента, взаимодействие с правоохранительными органами.

Если сравнивать предприятие с живым организмом, то система безопасности – это аналог иммунной системы. Думаю, все прекрасно представляют себе, что происходит с организмом в случае серьезных нарушений в этой сфере. Если предприятие работает на рынке, то независимо от масштабов деятельности, какая-то система безопасности у него должна быть, иначе предприятие просто не сможет существовать. В маленьких компаниях эти функции выполняют менеджеры и собственники, в крупных – специальные службы и департаменты, часто достаточно многочисленные и хорошо оснащенные.

Функции безопасности крайне нежелательно отдавать на аутсорсинг. Я понимаю, что многим руководителям приходится идти на этот шаг, исходя из экономических соображений. Создание и содержание собственной СБ всегда обходится дороже. Но в конечном итоге это окупается.

Дело в том, что собственная СБ работает на интересы своего предприятия, а сторонняя структура работает на свои интересы. До той поры, пока интересы охраняемой компании и охранной структуры совпадают, – все идет нормально. Но представьте себе обратное. Охраняя объекты фирмы, ЧОП имеет неограниченный доступ к любой информации, возможность размещать технические средства наблюдения и прослушивания, то есть практически полностью контролировать деятельность предприятия и его руководства.

Весь вопрос в эффективности и разумной достаточности масштабов СБ для конкретной компании. По моему мнению, руководитель предприятия с оборотом от $500 000 в год и/или численностью персонала от 30 человек должен задуматься о создании отдельной штатной единицы – заместителя руководителя по безопасности. Но эти цифры весьма условны. Мне известны фирмы численностью не более 15 человек, в которых есть «свой» заместитель по безопасности, и это вполне оправданно».

 

 

Роман Устюжанин, «Омега-консалтинг»:

«Все зависит от конкретной фирмы, отрасли, конкурентной среды, региона и т.д. Давайте рассмотрим для примера компанию с численностью сотрудников от 30 человек и с оборотом от $500 000 в год, которая работает в Москве в нише, где трудятся десятки таких же фирм, то есть конкурентная среда размыта. По моему убеждению, для данной фирмы вряд ли целесообразно создавать такую отдельную структурную единицу, как заместитель по безопасности или служба безопасности. Однако в рыночных условиях какая-то система безопасности необходима. В данном случае как раз приемлем аутсорсинг.

Давайте рассмотрим «цену вопроса». Если мы говорим о грамотном заместителе по безопасности, то зарплата такого специалиста – от $3000. Абонентское обслуживание ЧОПом при базовых нуждах и потребностях (проверка персонала, партнеров и контрагентов, погашение дебиторской задолженности и взаимодействие с силовыми структурами) обойдется в сумму от $2000.

Единицы предприятий на российском рынке обладают эффективной системой безопасности. Чтобы выстроить ее в коммерческой организации, руководителю СБ недостаточно иметь опыт службы в ФСБ, МВД и т.д. Необходимо иметь опыт и знания технологий обеспечения безопасности в бизнесе. Как хозяин предприятия, не понимающий, что такое комплексная безопасность бизнеса, может найти себе такого сотрудника? HR-агентство в данном случае вряд ли поможет. Рынок наводнен «безопасниками» в погонах, зачастую не имеющими опыта оперативной работы. Такие согласны на ставку $800 в месяц и в лучшем случае будут тихо сидеть в своем кабинете.

Гораздо хуже, если активность такого сотрудника будет выражаться в организации визитов интересующихся лиц в фирму с последующим «коммерческим решением вопроса» или погашением дебиторской задолженности в свой карман. В случае с ЧОПом, имеющим положительную «кредитную историю», вероятность вышеописанных событий низка.

Стоит иметь в виду и такой риск: как правило, заместитель по безопасности в процессе работы аккумулирует у себя сведения о компании, имеющие конфиденциальный характер. И работодатель в случае увольнения данного сотрудника абсолютно не застрахован от передачи (продажи) этих документов заинтересованным лицам. С ЧОПом же заключается договор, по которому фирма при смене обеспечивающей безопасность структуры переводит на ее счет определенную сумму, чем гарантирует сохранение в тайне полученной конфиденциальной информации. Деловая репутация ЧОПа с именем стоит дороже, чем продажа информации фирмы-клиента».

Еще по теме