Top.Mail.Ru
архив

О бедном кальмаре замолвите слово

Недавно на прилавках книжных магазинов в США появилась книга «Опустевший океан». Автор – Ричард Эллис – один из тех исследователей, которых считают «катастрофистами», сеющими панику и бьющими тревогу по любому поводу. Как правило, на них почти не обращают внимания. Средства массовой информации иногда рассказывают о них в рубрике «разное». К счастью, профессор Эллис, несмотря на замалчивание волнующих его проблем, упорно продолжает свою работу.

Человечество уверено, что мировой океан настолько безграничен и неисчерпаем, что никакой цивилизации не под силу нарушить его экологическое равновесие. Но, по мнению Эллиса, такая убежденность ни на чем не основана. В своей книге он пишет, что мы подошли к тому пределу, (который можно было бы назвать «точкой возврата»), когда деятельность человека имеет все более разрушительные последствия для экосистемы морей и океанов.

Статистические данные, приведенные в книге, не могут не вызывать беспокойства.

Более 70% всех рыбных запасов мирового океана сегодня считаются или полностью выбранными для промышленного лова, или приближаются к этому состоянию. Растет число видов, находящихся на грани полного исчезновения. Мы столкнулись с бедствием планетарного масштаба.

К огромному рыболовецкому флоту из 23 000 зарегистрированных судов, водоизмещение каждого из которых более 100 тонн, надо прибавить еще миллионы суденышек разного типа и размера. Вся эта армада постоянно ведет в мировом океане охоту, результатом которой стало почти десятикратное сокращение океанических биоресурсов за последние 50 лет. Самыми высокими темпами мировой океан опустошали в последнее десятилетие.

Около миллиарда человек на нашей планете удовлетворяют потребность в протеине почти исключительно за счет рыбы. В ежедневном рационе еще двух миллиардов рыба занимает основное место. Как следствие целые экосистемы, в которых для поддержания биологического равновесия необходимо разнообразие видов флоры и фауны, обречены на исчезновение.

Кто имеет представление о масштабах бедствия? Небольшой круг экспертов. И, естественно, рыболовецкие ассоциации тех стран, которые живут за счет рыбы. Именно они первыми поняли, что ситуация стремительно ухудшается. Прежде всего по затратам на лов рыбы, растущими неуклонно.

Килограмм рыбы, который, условно говоря, стоил Х долларов десять лет назад, сегодня стоит 10 Х долларов. Есть ли выход из сложившейся ситуации? Вероятно, необходимо сократить объем лова, заняться разведением исчезающих видов рыбы, ввести жесткие квоты на лов, запретить траление (поскольку при добыче таким способом со дна моря выбирается все подряд). Кстати, уже существуют международные соглашения по охране некоторых морских видов ­– например, тунца и рыбы-меч в Атлантике, – но то, что происходит в международных водах, никем не контролируется и каждый может делает там все, что заблагорассудится. Стремление извлечь прибыль неизменно берет верх над рациональными доводами. Причем основная прибыль оседает в карманах немногих, а наносимый ущерб отразится на жизни будущих поколений.

Некоторые меры по охране и восстановлению морских ресурсов принимаются, но подчас тоже имеют драматичные последствия: сокращение сотен тысяч рабочих мест в рыболовецком промысле, в отраслях, занимающихся переработкой рыбы и торговлей. Изменяется рацион питания сотен миллионов людей на разных континентах. Все это может породить серьезные проблемы социального и культурного характера. Для того чтобы реализовать такую экологическую программу, требуется участие наднациональных властных структур, которые полномочны принимать самые суровые меры, накладывать штрафы и требовать возмещения ущерба от нарушителей порядка, будь то государства или частные предприятия.

Но какие международные организации в состоянии принять на себя подобные функции? Таких организаций просто не существует. В прошлом году на всемирном саммите в Йоханнесбурге обсуждались меры по введению программы «щадящего режима» рыболовства, рассчитанной до 2015 года, но пока все благие пожелания остались на бумаге. Такое впечатление, что мы находимся на борту корабля-призрака, который без капитана плывет неизвестно куда.