Top.Mail.Ru
архив

Обманутый престижем

 

Audi A7 SportbackАвтопроизводители так сильно хотят, чтобы их машины выглядели все более спортивными, что чаще и чаще «прививают» облик купе своим новым моделям самых разных типов и классов. Классических седанов почти не осталось. Они перерождаются в «четырехдверное купе», границы между багажником и крышей становятся все менее заметными. И судя по тому, как развивается этот тренд, может быть, скоро и универсалы в том виде, при котором за ними в России закрепилось одно из прозвищ – «сарай», повсеместно войдут в узкую категорию утилитарных машин. Седаны и универсалы заменит нечто между ними среднее, как представительное, так и практичное, наподобие Audi A7 Sportback .

Причем особенно активно такие продукты выводят производители, играющие в высоких ценовых сегментах. Ведь для их клиентов то, как выглядит транспортное средство, играет едва ли не ключевую роль, а вот объемный, как в типичных универсалах, багажник, пригодный в быту для перевозки крупногабаритных предметов вроде холодильника, если и понадобится, то в крайне редких случаях – для этого существуют семейные мини-вэны.

«Сараи» на некоторых развивающихся рынках, в том числе и в нашей стране, не в почете даже в низкоценовых сегментах. По данным «Автостата», в прошлом году в общем объеме проданных новых автомобилей универсалы заняли всего 6,6% рынка.

Вместе с тем увеличение типа моделей в концепции А7 связано также с тем, что покупатель становится практичнее и начинает все больше ценить в машинах многофункциональность. Так, согласно этой потребности, даже игрок люкс-класса – Ferrari представил на последнем мировом автошоу в Женеве свое новое четырехместное купе под названием FF со складывающимся задним рядом сидений. Новинку в том же ключе готовится вывести на рынок и производитель самых дорогих автомобилей – Bugatti.

 

Поспорить с Porsche

Инженеры Audi также очень сильно стремились сделать свое детище по-спортивному преземистым и «купеобразным». Наверное, это их заботило даже больше, чем комфорт задних пассажиров, поскольку из-за откровенно нисходящей формы крыши в районе задних  сидений получился низковатый потолок. Голова расположившегося там человека ростом 185 см едва с ним не соприкасается. К тому же, так как свод задней дверной арки ниже потолка, этому же пассажиру, дабы не стукаться об нее головой в момент выхода из машины, приходится покорно изгибаться. В большом автомобиле за $95 000 (цена тестируемой модели с 3.0 TFSI) это кажется несколько нелепым. Кроме того, в почти пятиметровой в длину А7 в ногах сидящего позади водителя пассажира не так уж много места.

В экстерьерах большинства серийных Audi не хватает харизмы, которая для машин премиум-класса является визитной карточкой. Не зря в прошлом в России их называли «мыльницами» – за «вылизанность» форм и отсутствие каких-либо броских и интересных элементов. Сохранилось это в некоторой степени и сегодня. Тем  не менее дизайнерам А7 удалось сделать привлекательный автомобиль. Черт классического спорткара у него не отнять. И он даже с легкостью может поспорить в этом с Panamera от создателей «чистокровных» спортивных автомобилей Porsche.

Другое достоинство А7 – это интерьер. В передней части салона царит атмосфера hi-tech и изящества, качества и комфорта. Таким образом, внутреннее пространство согласуется с внешней оболочкой, что подчеркивает премиумность машины.

Именно поэтому, сидя в полном благополучии за рулем мощного 300-сильного полноприводного А7, молниеносно отзывающегося на нажатие педали газа, легко управляемого и очень устойчивого даже на обледенелых участках подмосковных трасс, не хочется думать о головах и ногах задних пассажиров. Да и нужны ли они вообще в таком автомобиле, где чувствуешь себя эгоистом, самодовольно упивающимся собственным престижем и личной харизмой?

 

Для троих

По своей концепции А7 схож с типичным «сараем», например с универсалом Audi A6, но с точки зрения утилитарности между ними не так уж много общего. Скажем, 155-сантиметровый сноуборд в багажнике Sportback поместился только один: он был частично просунут в специальный откидной лючок для длинномерных вещей вроде лыж, расположенный в спинке дивана. Разумеется, если узкую часть его спинки сложить, то досок можно было бы уложить и больше. Но тогда один из трех пассажиров остался бы «за бортом» либо двоим пришлось бы ютиться на оставшейся стороне дивана, что в такой машине, как А7, выглядело бы несолидно. А вот на «сарае» подобную проблему можно решить, установив на крышу грузовой бокс. В купе такая функция тоже предусмотрена, но выглядеть это будет не очень. Единственное достоинство багажника А7 по отношению к А6 – это его огромный, наклоненный почти до горизонтали проем, что делает удобной погрузку и выгрузку вещей.

Sportback А7, классифицирующийся как модель класса GT (gran turismo), идеально подойдет для туризма с переездами по ровным скоростным хайвеям от отеля к отелю. И опять же в составе не более трех человек, если все-таки многофункуциональному салону автомобиля найти практическое применение. Однако такое положение вещей не соответствует российским реалиям хотя бы потому, что у нас нет хайвеев (в правильном понимании).

Вот и выходит, что европейский или североамериканский покупатель выберет А7 как менее прагматичную, но куда более симпатичную альтернативу мощному премиумному универсалу, а российский клиент приобретет эту модель за привлекательность ее форм, чтобы выделиться среди наскучивших седанов, но никак не по соображениям практичности.

 

Сырой сегмент

На отечественном рынке основными конкурентами А7 выступают Porsche Panamera и Mercedes CLS. И хотя последний не имеет универсального салона со складывающимися задними сидениями, для нашего покупателя в данном сегменте этот факт играет незначительную роль. К ним также необходимо отнести BMW Gran Turismo, однако он значительно больше указанных оппонентов по высоте (на 141 мм и 143 мм соответственно), что определяет его близость к классу кроссоверов. Выходит, что конкурентов у А7 пока мало, да и те непосредственными не назовешь, поскольку продукция Porsche и Mercedes традиционно у нас в стране носит более высокий статус, чем Audi. Разумеется, она и дороже. Ну а баварский производитель имеет несколько иное видение на «великий автомобильный туризм», притом что его GT прямо конкурирует с А7 по цене.

При сопоставимых с А7 3.0 TFSI quattro (2,7 млн руб.) технических данных, а это 300 л.с., АКП и полный привод, Panamera 4 с двигателем мощностью 300 л.с. имеет стартовую цену 4,6 млн руб., прежнее поколение Mercedes CLS 350 с 272-сильным мотором и задним приводом стоило 3,5 млн руб. (цена обновленной модели станет известна ближе к лету), а BMW Gran Turismo 535i xDrive (306 л.с.) – 2,74 млн руб.

Учитывая, что покупатель А7 отличается по своим предпочтениям от основного клиента Audi в России, делающего ставку на внедорожники и среднеразмерные седаны А6, новый Sportback не должен стать штучным товаром. «Для нас эта модель будет одним из флагманов продаж. На 2011 год мы запланировали реализовать 2700 автомобилей, из которых 360 машин, то есть около 15%, придется на А7, – рассказывает Владимир Моженков, генеральный директор АСЦ «Audi на Таганке» (официальный дилерский центр, доля которого на московском рынке Audi в 2010 году составила 20,69%). – Если сравнить А7 quattro в базовой комплектации с Panamera 4 – ее наиболее близким по типу кузова конкурентом, то у Audi больше багажник и даже разгоняется она с места до «ста» быстрее: 5,6 секунд против 6,1. И это при несопоставимой разнице в цене».

Вместе с тем Владимир Моженков считает, что доходы производителя от реализации А7 в России из-за ее невысокой цены будут ниже, чем в Германии или на североамериканском рынке. «Та цена, которую компания установила на А7, стала для российского рынка настоящим подарком. Я ожидал, что цена автомобиля с 3,0-литровым TFSI (quattro) будет начинаться от 3,2 – 3,5 млн руб., учитывая, что А8 стартует с 3,76 млн руб.», – поясняет он. По его мнению, подобная ценовая политика направлена на привлечение новых клиентов. Однако ранее занимавшийся маркетингом в BMW Group Russia глава российского представительства JATO Dynamics Владимир Видулов полагает, что Sportback выводился на рынок как ответ BMW GT, они прямые конкуренты. Поэтому и цена А7 установлена с ориентиром на GT. «Разумеется, в Audi не хотят сравнивать свой новый продукт с моделью BMW, отмечая его сходство с автомобилем производителя люксовых спорткаров Porsche. Это такой маркетинговый ход, чтобы «поднять неподнимаемое». Он делается с целью создать А7 имидж статусного спортивного автомобиля. Хотя в действительности Panamera и А7 очень далеки друг от друга», – подчеркивает Видулов. Он также отмечает, что в России сегмент, в котором играют обе модели, еще очень сырой, не сформирована его целевая аудитория. У потенциальных покупателей отсутствует четкое понимание данных продуктов. В связи с этим цены А7 и GT могут отличаться друг от друга в пределах не более 5–10%. При большей разнице между ними одному из производителей это грозит существенной потерей части клиентов.

Модель BMW GT появилась у отечественных дилеров в начале 2010-го. В прошлом году ее продажи у нас в стране составили 786 штук, или 3,8%, в общем объеме реализации автомобилей BMW Group Russia (20 584 единиц). На фоне этих цифр планы одного дилерского центра продать в нынешнем году 360 штук А7 выглядят слишком амбициозно, уверен руководитель Auto-Dealer.ru
Олег Дацкив. «Сегодня в линейке Audi модель А7 – одна из самых удачных для людей с деньгами. Кроме того, это совершенно новый продукт, а российский рынок находится в фазе роста. Поэтому в России в этом году будет продано А7 не меньше, чем GT», – считает Дацкив. По его прогнозам, в 2011 г. продажи BMW GT составят около 1000 штук, то есть на 30–40% больше, чем в прошлом году.


Какой автомобиль вы выберете

 

Audi А7 Sportback 3.0 TFSI quattro (300 л.с., от 2,7 млн руб.) – 35%

BMW Gran Tourismo 535i xDrive (306 л.с., от 2,74 млн. руб) – 25%

Mercedes CLS 350 (272 л.с., от 3,5 млн. руб.) – 20%

Porsche Panamera-4 (300 л.с., от 4,6 млн. руб.) – 20%

Опрос подготовлен по заказу «Ко» суперавтомаркетом «Формула 91»