Top.Mail.Ru
архив

ОЛЕГ ЛЕОНОВ, 29 ЛЕТ

21.12.199800:00

ОТРАСЛЬ: ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ

КОМПАНИЯ: ЮНИЛЭНД

ОБОРОТ: ОКОЛО $420 МЛН

ЧИСЛО ЗАНЯТЫХ: 1250

Учреждая «Российский посылочный дом» в 1991 году, молодой предприниматель про оборот почти в полмиллиарда долларов и не мечтал. Первоначально бизнес состоял в печатании на машинке каталогов пересылаемых по почте товаров. Скоро это занятие Леонову и его коллегам - выпускникам Ленинградского мединститута приелось. Решив двигаться дальше, они занялись более заметным и привычным для российского покупателя бизнесом: открыли магазин, торговавший аудио- и видеотехникой. Бизнес шел настолько успешно, что у предпринимателей появились амбициозные планы организовать сеть по торговле аппаратурой. Они даже открыли несколько магазинов, однако позднее, в 1993 году, Леонов продал свою долю в деле и решил заняться другим, гораздо более масштабным проектом - организацией оптовой торговли в Санкт-Петербурге.

Отдав дань тогдашней моде, Леонов создал совместное предприятие - российско-американскую фирму Uniland. Американское участие было мифическим, и реально руководил фирмой 23-летний предприниматель.

Время для начала крупномасштабного оптового бизнеса было самое подходящее. В 1993 году мировые гиганты только начали открывать свои представительства в России. «Юнилэнд» подписала договоры с крупнейшими международными корпорациями - Henkel, Schwarzkopf, Colgate-Palmolive, Gillette. Уже тогда оборот компании достиг $50 млн. При создании фирмы особых чудес не происходило. Главным условием быстрого развития компании считалось получение товарного кредита. Леонов умел договариваться с компаниями-производителями: они давали ему товар на реализацию, а он вовремя возвращал деньги. Помогли и компьютерная сеть, в которую вкладывалось много денег, и инвестиции в складское хозяйство.

Крупных оптовиков на рынке в то время практически не было. Леонов подписывал договоры с новыми компаниями, выходившими на российский рынок, открывал в регионах новые филиалы и склады, через которые покупателям сбывались памперсы, кофе, консервы, парфюмерия, бритвы и сотни других товаров. Пожалуй, наиболее успешным в истории компании можно назвать 1997 год. Тогда компания подписала договор о финансовом партнерстве с «Кредитанштальт-Грант», а количество наименований различных товаров, поставлявшихся в 10 тыс. магазинов по всей стране, достигло 7 тыс.

Сотрудники компании объясняют быстрый рост фирмы чрезвычайно большим вниманием Леонова к деталям. В отличие от других предпринимателей Леонов сразу же стал оснащать компанию компьютерными сетями учета товаров, привлекать сторонних консультантов и т.п.

О Леонове ходила такая байка. Он, руководитель компании с оборотом в несколько сот миллионов долларов, еще в прошлом году не мог позволить себе купить квартиру или личный автомобиль. Мотивировка - все деньги направлять в развитие производства.

С наступлением экономического кризиса в стране судьба компании «Юнилэнд» круто изменилась. Оборот уменьшился в два раза. «Я считаю, что это не так уж и плохо, ведь доллар вырос больше чем в три раза», - говорит Леонов. За падением оборота последовало и резкое сокращение штата, а затем и ассортимента. По рынку поползли слухи о том, что «Юнилэнд», как и ряд других торговых компаний, вот-вот исчезнет.

Но те обстоятельства, которые со стороны кажутся проблемами, президент компании называет реструктуризацией бизнеса, которая, по его словам, продлится не менее полугода. Первые плоды реструктуризации, по словам Леонова, компания уже начала пожинать: «Как это ни странно, но сейчас мы работаем гораздо эффективнее, чем раньше. Если до кризиса рентабельность бизнеса составляла 1,5%, то сегодня она равняется 5,9%».

Еще по теме