Top.Mail.Ru
архив

Отставший рынок

29.09.201400:00

Авторынок — это четкий индикатор состояния экономики страны. Судя по последним расчетам Ассоциации европейского бизнеса, состояние у нас тяжелое: эксперты прогнозируют по итогам 2014 г. падение продаж новых машин в РФ более чем на 12%. Сказывается и девальвация рубля, и общее замедление экономики.

Когда у людей не хватает денег на новые машины, они начинают покупать подержанные. И здесь продавцов и покупателей поджидает много сюрпризов, в основном неприятных. Рынок подержанных автомобилей до сих пор живет на рубеже девяностых и нулевых: базары хоть и превратились в автосалоны, но уровень услуг остался прежним. Например, если в Германии автосалоны и другие профессиональные участники рынка контролируют около 40% продаж подержанных машин, то в России — всего 4%.

Автосалоны в РФ принимают машины на trade-in, но их цены, как правило, на 5-20% ниже рыночных. Можно продать машину через комиссионную площадку, но это дорого и долго. К тому же, пока машина пылится у продавца, нужно искать автомобиль на замену. В итоге большинство автомобилистов предпочитает продавать машины из рук в руки. Человек размещает объявление на каком-нибудь интернет-портале и сталкивается с волной звонков от перекупщиков. В массе своей это хамоватые, ушлые люди, которые редко приезжают на встречу вовремя, но зато профессионально сбивают цену. Поверьте, вам предстоит узнать о своей машине много нового. Все расчеты и оформление документов в ГИБДД придется осуществлять на свой страх и риск.

Как-то я звонил очередному продавцу с Auto.ru, и в разговоре он спросил: «А какая именно машина вас интересует?» Такой вопрос — верный признак того, что ваш собеседник может оказаться перекупщиком. Согласитесь, по преимуществу мы продаем одну машину, потому что она, как правило, у нас одна. И действительно, я общался с небольшим автосалоном, который разместил объявления под видом частного продавца. Это распространенная практика.

Я сам заядлый автомобилист, много раз проходил через эти испытания и задумался: неужели нельзя как-нибудь сделать процедуру купли-продажи подержанной машины прозрачной и приятной для всех сторон? Тогда мы узнали о существовании американской компании Carmaх, которая специализируется на продажах подержанных автомобилей и за двадцать лет с момента основания достигла уровня продаж, сопоставимого с половиной российского рынка. Сегодня она входит в список Fortune 500 с капитализацией примерно в $10 млрд.

Секрет построения масштабного бизнеса на «мутном» рынке прост — нужно строить сервис честно и прозрачно. Четкая комиссия посредника, независимая проверка состояния автомобиля и, наконец, понятное ценообразование. Многие россияне не боятся покупать машины на японских, европейских и американских аукционах, ориентируясь только на фото авто и сертификат, подтверждающий его состояние. Если кому-то в России удастся создать аналогичную систему, то он откроет для себя настоящий «океан» возможностей. Сейчас для этого самое подходящее время.

Еще по теме