Top.Mail.Ru
архив

«Кажется, санкции надолго»

29.09.201400:00

Внешнеполитический кризис, санкции, рецессия, отток капитала — не самые благоприятные обстоятельства для развития финансового рынка. Тем не менее стране все равно требуются инвестиции для новых проектов. О том, как себя чувствует инвестиционная сфера в новых условиях и что делать профессионалам финансового рынка, «Ко» беседует с человеком, который на любых публичных мероприятиях не боится отпускать самые острые и нелицеприятные замечания в адрес и властей, и коллег, — с председателем наблюдательного совета группы компаний «Алор», президентом Российского биржевого союза, председателем Экспертного совета по защите прав потребителей при Службе Банка России по финансовым рынкам (СБРФР) Анатолием Гавриленко.

Резюме Анатолия Гавриленко
ГОД РОЖДЕНИЯ: 1946 
ОБРАЗОВАНИЕ: Московский государственный институт иностранных языков им. М. Тореза (переводчик-референт); Академия внешней торговли СССР (экономист по международным отношениям)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: 1976-1986 — работал в Госплане СССР; 1986-1990 — работал в Секретариате Совета экономической взаимопомощи; 1990-1997 — генеральный директор АО «Алор», ЗАО «Алор»; 1997-2009 — председатель Совета директоров ЗАО «Алор Инвест»; с 2009 — председатель Наблюдательного совета группы компаний «Алор»
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат, двое детей и шестеро внуков

«Любые инвестиции пугливы»

— Анатолий Григорьевич, можно ли все-таки принять какие-то меры, чтобы привлечь в экономику «длинные» деньги?

— Любые инвестиции очень пугливы. Не случайно какие-то чрезвычайные события, санкции и даже только разговоры о них оборачиваются мгновенным снижением биржевых рейтингов, падением индексов. Народ сразу начинает выводить деньги с рынка. На мой взгляд, предсказуемость важнее даже самого политического режима. Очень часто ставится знак равенства между доверием инвесторов и демократией или свободой слова. Это неправильно. Если, например, инвестор уверен в диктаторе, который стабильно держит все в кулаке, да еще у инвестора прекрасные отношения с любовницей диктатора, то он и в этом случае легко вкладывает деньги. При советской власти инвестировали же в диктаторские режимы. А вот когда нет стабильности и предсказуемости, то деньги точно не придут.

— А нашу политику можно назвать предсказуемой?

— Я, например, даже предположить не мог, что с пенсионными накоплениями будет происходить то, что происходит сейчас. На мой взгляд, сегодня вопрос номер один — решение по пенсионным деньгам. Между прочим, пенсионные деньги, собранные в негосударственный пенсионный фонд, становятся по статусу институциональными. И они так же нуждаются в защите, как и средства розничных инвесторов. Еще одна важная для фондового рынка тема — воспитание или формирование отечественного инвестора. Во всех бедах есть и положительные стороны (это очень точно отражено в идиоматике русского языка: «Нет худа без добра» и пр.). Многие говорят, что из-за Крыма от нас отвернутся западные инвесторы. Возможно, это так. Но есть огромное количество россиян, присоединение поддерживающих. Я плохо понимаю, почему в условиях 80-процентной поддержки населением присоединения Крыма государство не выпустило специальных крымских облигаций, не сделало крымский заем. Как финансист, я считаю, что это была бы классная идея. Тот, кто верит, что присоединение необходимо, мог бы поддержать его не просто громкими разговорами, даже не поездкой в Крым, а например, ста рублями. Эти облигации разошлись бы как горячие пирожки. Тогда не требовалось бы искать 800 млрд руб. на развитие Крыма, тогда не было бы повода для недоброй зависти к Крыму со стороны других российских регионов. Если бы мы собрали даже часть требуемой суммы с населения, по-другому развивался бы даже политический процесс. Инвестиции — это и есть вера. И что не менее важно, тогда бы увеличилось число отечественных инвесторов, новых участников рынка. Но государство вместо этого заявило: не волнуйтесь, у нас деньги есть. Но на самом деле — нет. Потому что, если бы они были, мы не принимали бы такого количества причудливых поз еще три года назад, чтобы заманить иностранных инвесторов. Я еще тогда призывал: давайте обратимся к российскому инвестору. Уверен, что до тех пор, пока россиянин не поверит в нашу экономику и не начнет из-под подушки вытаскивать деньги, нормальный западный инвестор не придет, если, конечно, он не спекулянт или не стремится пристроить «суперпроект», который больше нигде не нужен.

«На выходе — минус»

— А что еще нужно, чтобы «пробудить» отечественного инвестора?

— Важными условиями я бы назвал финансовую грамотность и защиту прав инвесторов. Никакого российского инвестора быть не может, если он не понимает, что творится на рынке, и не уверен, что может защитить свои деньги. По образованию, например, мы не хуже, и даже лучше американцев. Но у них 60-70% домашних хозяйств инвестируют свои средства в экономику страны, а у нас — только один процент, и число это не увеличивается. «Народное» IPO у нас провалилось: проект банка «ВТБ» оказался неудачным. Инвесторам просто отдали их средства обратно. С одной стороны, это классно, что люди вернули свои деньги, с инфляционными, правда, потерями; с другой — можно было найти возможность дать акциям ВТБ сильнее вырасти, не манипулируя рынком. Тогда инвесторы могли бы продать свои акции с выгодой и поверить в рынок. Я бы сейчас особо выделил важность молодежной инвестиционной политики. Мы в 14 лет разрешаем человеку становиться бизнесменом, поэтому просто обязаны обеспечить защиту молодому инвестору. Надо рассматривать финансовую грамотность как обязательный предмет в школах, вузах, трудовых коллективах. Очень интересная для повышения финансовой грамотности группа — солдаты срочной службы. Это очень удобная, организованная аудитория для проведения просветительской работы — в прямом смысле целая армия потенциальных инвесторов.

— Граждане, которые хотят стать инвесторами, обычно становятся участниками инвестиционных фондов. Когда-то паевые инвестиционные фонды рекламировались как альтернатива банковским вкладам. Почему же сейчас участники фондового рынка уступили банкам работу с населением?

— Да не уступали они ничего. Паевые инвестиционные фонды напрямую зависят от развития российского фондового рынка. Вот посмотрите (показывает на дисплее компьютера текущий индекс РТС): три года я наблюдаю одни и те же цифры — 1,2 или 1,3. Это стагнация. Финансисты часто переоценивают значение финансового рынка, ведь он вторичен. На первом месте — производство, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, производительность труда. Если с реальной экономикой все нормально, то тогда есть предпосылки для развития финансового рынка. Он может развиваться и в отрыве от реальной экономики, но закончится это все, как в США, где финансовый рынок активно рос, росли сложные деривативы, несмотря на то, что в экономике ничего хорошего не происходило. А потом — раз, и Lehman Brothers не стало. ПИФы как были, так они и остались, но люди перестали вкладывать в них деньги, потому что на выходе или «»минус«», или «»ноль«». Не растет производство, электроэнергетика, не растет стоимость акций, потому что предприятия не развиваются: то кризис, то теперь санкции. Свою ложку дегтя вносит и большое количество жуликов, работающих под видом финансового рынка. Или вот еще тема — Forex. Посмотрите, как участники этого рынка позиционируют его — как биржу. А Forex у нас пока не совсем в правовом поле, он далек от биржи, там многие люди расстаются с последними деньгами не всегда по рыночным причинам... Отдельная тема — потребительские кооперативы. Микрофинансами у нас сейчас занимаются около 4000 организаций, из них только 2000 ассоциировано, то есть работают по каким-то стандартам, и при этом остальные 2000 стараются всячески избежать прозрачности. Спрашивается: как простому человеку определиться в этой истории? Государство же пока очень терпимо относится к подобным «особенностям».

«Команда получена именно на западном авианосце»

— Вы упомянули про пенсионные накопления. В мае 2013 г. вы написали письмо Владимиру Путину, в котором попросили рассмотреть вопрос расширения возможностей использования средств пенсионных накоплений граждан для развития экономики РФ. Чем в итоге руководствовалось правительство? Можно ли сказать, что государство «»кинуло«» и население, и инвестфонды?

— Если и принимаются решения, которые нам не нравятся, это не значит, что они неправильные. Только дальнейшее развитие событий может показать, насколько были правы те или иные. Да, нам нужно говорить о том, что мы считаем важным и правильным. Но нашу позицию ответственные чиновники не обязательно должны принимать на ура. Ведь отвечать же за результат именно им. Даже если со временем станет ясно, что сегодняшнее решение ведомства — ошибка, я уверен, что это не зловредность, не враждебность, не вредительство, а добросовестное заблуждение. Как было в случае с переименованием милиции в полицию. Ведь решения принимаются в зависимости от информации, которой участники рынка не всегда владеют. А еще многое зависит от уровня IQ, образования и жизненного опыта человека, решение готовящего. Иногда надо попытаться ему объяснить, к чему это может привести. А если не получается, тогда просто остается пожалеть нас всех и погоревать, что у нас так худо с талантами, с образованием, с профессиональными экономистами. Я бы к этому относился более спокойно. Я не верю, что кто-то специально хочет сделать кому-то хуже.

— Как на фондовый рынок влияют санкции? Ваши прогнозы развития ситуации.

— Я не верю высказываниям некоторых чиновников: России санкции нипочем, у нас всего и так хватает. Мне близка позиция, озвученная руководством страны: высказана реальная обеспокоенность экономическими ограничениями. По большому счету меня тревожат не конкретные санкции или ограничения в 30 или 90 дней, а то, что остановилось движение, которое мы осуществляли последние 15-20 лет: на пути к открытости, к созданию международного финансового центра, к отмене еще советских ограничений. Наши экономики, как два огромных авианосца, шли навстречу друг другу. Наконец сближение. И вдруг звучит команда: «Стоп сближение! Разворот!» Причем команда получена именно на западном авианосце. Сближение по инерции продолжается еще какое-то время, но цели уже нет. С другой стороны, мы живем на одной планете, нравимся мы кому-то или не нравимся, с нами будут если не договариваться, то хотя бы разговаривать. Мы обречены договариваться. Деваться нам с этой планеты некуда: организовать Новороссию на Марсе невозможно. У кого-то может возникнуть иллюзия, что санкции быстро отменят, но, мне кажется, это надолго: я не очень верю, что в ближайшей перспективе мы будем готовы отдать Крым, а за это станут цепляться. Уже сейчас мы видим, как многие западные инвесторы сворачивают инвестиции, продолжается активный вывод капитала. Алексей Валентинович (Улюкаев. — Прим. «Ко»), наш министр экономического развития, называл цифру в $100 млрд оттока капитала в год как очень плохой показатель, а сейчас в прогнозах речь идет уже о $120 млрд. Это, конечно, грустно. А вместе с другой цифрой — 120 000 человек, как правило, молодых и очень думающих, покинувших Россию в последнее время, это печально вдвойне.

«Не дожидаясь прекрасной старости»

— Но при этом государство у нас все время затевает крупные инвестиционные проекты, например, реконструкцию БАМа, строительство моста в Крым, в которые подтягивает деньги откуда может — и из Фонда национального благосостояния, и из пенсионных накоплений. В долгосрочном плане способствует ли это увеличению инвестиций в российскую экономику?

— Если само государство уверенно инвестирует деньги в себя, в свои проекты, это становится предпосылкой для таких же инвестиций, но уже из других стран. Любые иностранные вложения опираются на стабильность и выгоду. Если государство говорит: «»Я готово само вложить в строительство этой дороги 60% средств и ищу инвестора на 40%«», то участие государства повышает надежность этого проекта и дает гарантии для инвестора.

— А как вы относитесь к идее государственно-частного партнерства?

— ГЧП — это очень полезная вещь. В рамках федерального закона №115—ФЗ «О концессионных соглашениях» в России уже реально построены десятки концессионных объектов. Наше законодательство, конечно, пока неидеально. Рынок постоянно просит, чтобы вносились изменения в законы, государство идет навстречу — выходят дополнения, разъяснения, например по инфраструктурным облигациям. Рынок пытается доказать государству, что есть инфраструктурные облигации, которые может выпустить любая компания под любой проект, а есть концессия, которую берет компания в рамках ГЧП, и тогда выпускаемые облигации должны иметь более высокий уровень. Например, они могли бы войти в ломбардный список Центрального банка, и, таким образом, выросла бы их ликвидность. Государство пока к этому не готово, но в целом наблюдается движение навстречу пожеланиям инвесторов. И рынок на это отвечает успешными проектами. Один из них, известный многим, — это платный участок трассы Москва — Минск в обход подмосковного Одинцово. Введенный в конце прошлого года, он уже сейчас пропускает до 70 000 авто в сутки. Я очень надеюсь, что проект будет успешным. Он уже делает жизнь людей лучше. Среди подобных концессионных проектов и физкультурно-оздоровительные комплексы в Нижнем Новгороде (построены с инвестиционным участием НПФ «Промагрофонд»), и Ледовый дворец в Ульяновске (финансирование строительства организовано компанией «Волга-Спорт» путем размещения документарных неконвертируемых процентных облигаций на сумму 1,9 млрд руб. Источники финансирования — средства негосударственных пенсионных фондов, находящиеся в доверительном управлении ЗАО «Лидер». — Прим. «Ко»). Не дожидаясь прекрасной старости, когда можно будет воспользоваться пенсионными накоплениями, человек уже сегодня может улучшить свою жизнь благодаря разумному вложению этих денег: пользоваться ФОКом, катком, построенными на его пенсионные отчисления. Конечно, надо эту деятельность расширять, гармонизировать правовое поле. Я считаю, что это имеет прекрасные перспективы, и надеюсь, что будет принято правильное решение по поводу пенсионных денег.

«Сейчас фондовый рынок подстраивается под стандарты банковского»

— Как вы относитесь к тому, что мегарегулятором фондового рынка стал Центробанк? Плюсы и минусы этого решения и последствия госрегулирования?

— До вступления в силу этого решения я относился к нему с большим недоверием и осторожностью. Сейчас осторожность осталась, а недоверие постепенно проходит. Я не сторонник одного мегарегулятора, отвечающего и за микрофинансы, и за депозитарную деятельность, и за весь огромный фондовый и банковский рынки. Это очень сложная конструкция, скорее всего, я бы видел регулятора отдельным ведомством, не слабее Центробанка по полномочиям. Такой же пример мы видим в США. У нас в силу неразвитости рынка пока не так. Сейчас наш фондовый рынок во многом подстраивается под стандарты другого рынка — банковского. Но банковский и небанковский финансовые сектора очень различаются. В перспективе я вижу автономию регулирования фондового рынка, пусть и в рамках Центробанка. Важным моментом для формирования положительного отношения к мегарегулятору стал и личностный фактор. Сейчас Службу по финансовым рынкам возглавляют молодые и образованные люди — первый заместитель председателя ЦБ Сергей Швецов и его зам Владимир Чистюхин. Они вполне вменяемые профессиональные рыночные люди, прекрасно понимающие, как работает рынок. Господин Швецов начал свою работу с того, что попросил рынок дать ему KPI. В итоге накидали около двухсот «»наказов«», и в конце августа он собрал участников рынка и рассказал о том, что удалось сделать. Простая, естественная, казалось бы, вещь, но именно это и радует. В рамках нашей экономики очень нечасто происходит такое спокойное и эффективное общение регулятора и рынка, а для участников рынка это очень важный и комфортный сигнал, как улыбка для человека.

Еще по теме