Пить надо больше
Налогооблажание
«На все вопросы относительно получения разрешения на открытие акцизного склада в МНС отвечали: перезванивайте первого июня, – говорит Александр Ильяшенко из «Вестора». – Похоже, они этим не занимались в принципе. 41-я инспекция МНС даже не имеет штатного расписания на новых сотрудников, которых необходимо разместить на акцизных складах. От всего происходящего создается двоякое впечатление: либо это откровенный саботаж со стороны налоговиков, либо обычное разгильдяйство». Губернаторы не хотели так просто отказываться от денежных потоков. Администрации субъектов заваливали правительство предложениями изменить постановление. Например, передать функции акцизного склада региональным комитетам по контролю за качеством – тем самым, которые раньше тормозили привозной алкоголь. У них уже имелось оборудование для наклеивания марки и нанесения штрихкода. МНС отвечало, что сбор налогов – государственная функция. Теоретически ничто не мешало МНС за шесть месяцев выдать разрешения компаниям на открытие акцизных складов, оборудовать их, провести тендеры и напечатать акцизные марки. После всех проволочек оказалось, что рынок в очередной раз не готов играть по новым правилам. «Во всем случившемся виновато исключительно МНС, – считает Александр Ильяшенко из «Вестора». – Думаю, это обычное разгильдяйство. У МНС было много времени, уж не знаю, на что они его потратили». Михаил Одинец, руководитель департамента налогообложения алкогольной и табачной продукции, отказался комментировать ситуацию. Теоретически МНС не заинтересовано в том хаосе, который охватил алкогольный рынок в начале июня. В конце концов их работа – собирать налоги. Но, судя по многочисленным попыткам отменить, изменить или отсрочить новые правила работы на водочном рынке, реформа затронула чьи-то далеко не платонические интересы.Ищите водочных королей
До разделения налога на алкоголь идентификационная марка, которую наряду с федеральной губернаторы клеили на бутылки, не была акцизной. Ее печатали местные типографии – в каждом регионе свои. Когда марка стала акцизной, государство вроде бы заинтересовалось ее качеством. Правительство дало поручение МНС и Минфину разработать требования к печати и провести тендер среди типографий. Практически везде уже подведены итоги. Большинство заказов досталось компаниям «Атлас-ФАПСИ», «Н.Т. Граф», «ЭПО». Годовой оборот рынка составляет более $100 млн. Местные типографии, конечно, не в восторге от того факта, что их лишили столь выгодных заказов. Но вряд ли они могут стоять за прекращением работы алкогольных заводов. Местные организации – производители марок могли бороться с новой системой на этапе составления требований или пытаться выиграть конкурс. С подведением итогов тендеров их поезд ушел. По другой версии, палки в колеса реформе могут вставлять губернаторы. В целом алкогольные деньги между центром и регионами будут распределяться по-прежнему, но среди самих регионов картина существенно изменится. Теперь те, кто «наливает», будут отдавать часть денег тем, кто «пьет». Поэтому руководители администраций водочных регионов не заинтересованы в новом порядке взимания акцизов. Еще одним кандидатом на авторство алкогольных беспорядков можно считать руководство крупных алкогольных производителей – вне зависимости от их географического расположения. Эта на первый взгляд парадоксальная версия имеет под собой некоторые основания. С одной стороны, из-за неясной ситуации возник ажиотажный спрос на водку. «Было указание Зивенко не поднимать цену, вести стратегию так, чтобы продукции хватило на весь период, – говорит Павел Жердев, и.о. гендиректора торгового дома «Росспиртпром», в прошлом гендиректора т. д. «Кристалл-Лефортово». – Однако мы были вынуждены уменьшить систему скидок. Вместо 30 тыс. дал «Гжелки» мы стали отпускать 15 тыс. дал в день». С другой стороны, ситуация предоставила крупняку возможность потеснить более мелких соседей. Чем жарче припекало солнышко, тем яснее становилось: МНС будет не в состоянии запустить весь механизм сразу. «Скорее всего, ряд наиболее крупных заводов запустят отдельно, – считает Павел Шапкин из НАА. – Им предоставят региональную спецмарку, и всем оптовикам они будут продавать водку, обклеенную этими марками. Остальным производителям придется ждать своей очереди». На момент сдачи этого номера «Кристалл-Лефортово» уже смог купить 500 тыс. новых акцизных марок. Таким образом, «Кристалл» будет одним из первых заводов, который получит возможность торговать новой продукцией. Впрочем, остановка производства отнюдь не означает, что продукция мелких производителей исчезнет с полок. В самом конце мая Михаил Касьянов* неожиданно разрешил реализовывать до 1 сентября продукцию, разлитую до 1 июня. При этом МНС должно провести инвентаризацию остатков продукции. Своим распоряжением правительство фактически вынуждает компании действовать незаконно, поскольку компания-оптовик не сможет покупать «старую» продукцию у производителя после инвентаризации. Получается, что заводу некуда будет девать свои остатки. В аналогичной ситуации оказывается оптовик по отношению к рознице. Единственный выход для магазинов и оптовых фирм – завысить остатки, чтобы иметь возможность торговать весенним алкоголем, оставшимся на заводе. Так что если крупным заводам и удастся увеличить продажи за счет мелких, то ненамного. Алкогольная болезнь левизны «Создается впечатление, что на рынок идет огромная партия левой водки», – говорит руководитель одной из московских оптовых компаний. Пожалуй, эта версия – самая вероятная из перечисленных. Все глобальные противники второй части НК так или иначе уже проиграли. В коротком переходном периоде отчасти могут быть заинтересованы крупные производители, но, похоже, их выигрыш не настолько велик, чтобы рисковать: ведь от простоя они понесут убытки. Единственным игроком, который также заинтересован в создавшейся неразберихе, могут быть только левые производители. Ситуация позволяет им разлить водку задним числом и запустить на рынок либо разлить ее числом настоящим за границей: действие второй части НК не распространяется на импортное спиртное. «Если легальные заводы стояли неделю, то объем левой водки на рынке возрос в три раза», – считает Павел Жердев. В «Весторе» не считают теневиков способными на столь масштабные провокации. «Теоретически производители левой водки могут воспользоваться ситуацией, но я не думаю, что они спрограммировали ее, – говорит Александр Ильяшенко. – Это слишком сложно. Люди, которые занимаются теневым бизнесом, преследуют сиюминутные интересы». Долгая дорога второй части НК в жизнь показывает, что у него было несколько противников. Одни лоббировали его отсрочку, а другие – неготовность МНС к его реализации. И производители, и оптовики в один голос говорят: было ощущение, что в МНС до последнего ждали очередной отсрочки. Но отсрочки не случилось – похоже, первые проиграли. Впрочем, работать по недействующему налоговому кодексу алкогольному рынку не впервой.** признан в России иноагентом