Top.Mail.Ru
политика

По плану — комфортная жизнь

Мост через Оку. Фото: пресс-служба Минстроя России Мост через Оку. Фото: пресс-служба Минстроя России

В стране с такой обширной территорией и при этом неравномерно заселенной и наделенной природными богатствами, как Россия, выравнивание уровня экономического развития регионов — госприоритет. Главная же сложность для активного развития территорий — дефицит инфраструктуры. И не просто инфраструктуры, а инфраструктуры принципиально нового качества: дома, дороги, транспорт, социальные объекты и коммунальные сети — все это должно быть на должном уровне от Калининграда до Сахалина. Тогда каждый метр большой страны будет «работать» на нее, тогда людям будет приятно жить и трудиться везде. 

Города «под ключ»

Стартующий в будущем году новый национальный проект «Инфраструктура для жизни» направлен на сбалансированное развитие целых агломераций, крупных городов и малых населенных пунктов. Программа должна учесть мастер-планы 200 городов, обозначить и развить две тысячи точек роста. Идеология обновленного подхода — создание города «под ключ» и комплексный подход.

Один из главных показателей развития региона — строительство жилья. В 2023 году отечественным стройкомплексом уже был установлен абсолютный рекорд по вводу в эксплуатацию нового жилья: 110,4 млн м2. Поскольку основная сдача объектов традиционно происходит ближе к концу года, сравнивать итоговые показатели еще рано, однако факт ввода за первое полугодие более 53 млн м2 жилья уже подтверждает стремление отрасли к сохранению заданных темпов.

Возведение новых микрорайонов невозможно без расширения дорожной сети. За минувший год в российских регионах обновлено свыше 188 млн м2 федеральных, региональных и местных магистралей, включая новые регионы.

Мегапроектом ближайших лет предстоит стать скоростному транспортному маршруту «Россия», связывающему 24 региона страны и приближающему к центру стратегически важный Дальний Восток. В состав маршрута войдут крупнейшие магистрали: федеральная трасса М-11 «Нева», в том числе запущенный в этом году Северный обход Твери, центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), федеральная магистраль М-12 «Восток», включая новую трассу Дюртюли — Ачит.

Инвестиции в дорожную инфраструктуру и дальнейшее упрощение логистических цепочек закономерно влияют на ускоренное развитие социальных и хозяйственных связей. В частности, ЦКАД протяженностью 336 км не только позволила разгрузить МКАД и трассы А-107 и А-108 от грузового транзита, повысить безопасность дорожного движения, но и улучшить транспортную доступность районов Подмосковья и столичных аэропортов.

Запланированный на этот год запуск федеральной магистрали «Восток» на участке Казань — Екатеринбург позволит за 22 часа доехать от Невы до Урала по скоростному шоссе протяженностью около 25 000 км.

Проект дальнейшего развития М-12 и включения в ее состав трассы Р-351 Екатеринбург — Тюмень уже официально утвержден правительством России. В будущем магистраль будет продлена до Владивостока.

«Строительству и обновлению дорог мы уделяем особое внимание, ведь такая работа очень важна для создания комфортных условий жизни граждан, комплексного инфраструктурного развития регионов, роста экономики, увеличения товарооборота и укрепления международного сотрудничества. При формировании транспортного маршрута „Россия“ нам предстоит создать и реконструировать порядка 12 000 км автомагистралей от Санкт-Петербурга до Владивостока. В зоне притяжения трассы от Москвы до Тюмени находятся 24 региона. Ожидаем, что благодаря полноценному запуску движения по магистрали появятся тысячи новых рабочих мест, увеличится грузопоток, будет дан импульс жилищному и инфраструктурному строительству и развитию туризма»,

— Марат Хуснуллин, заместитель председателя Правительства РФ

Бульвар реки ЧеремухиБульвар реки Черемухи, Ярославская область. Фото: пресс-служба Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области

Решают люди

Развитие территорий обеспечивают люди, и задача федеральных и региональных властей — сделать так, чтобы талантливые кадры оставались на местах. А мелочей в формировании комфортного места для жизни нет. В первой половине 2024 года на территории России уже преобразились почти 1200 парков и скверов, аллей и набережных.

На развитие малых городов и исторических поселений влияют и сами жители. Состоялось уже девять всероссийских конкурсов, по итогам которых лучшие проекты благоустройства претворяются в жизнь. При этом специально для Дальнего Востока были организованы три отдельных тематических конкурса.

За счет изменения облика населенных пунктов появляются новые точки притяжения, развиваются МСП и внутренний туризм.

«Формат конкурсного отбора дизайн-проектов позволяет в первую очередь учесть мнение жителей о том, каким должен быть облик их родных городов и поселков. Год от года цифра участников Всероссийского онлайн-голосования за объекты благоустройства растет, если в 2021 году это было 9,7 млн граждан, то в 2024-м — уже 17,2 млн»,

— Ирек Файзуллин, министр строительства и жильщно-коммунального хозяйства РФ

Инвестиции в будущее

Чтобы возведенные девелоперами микрорайоны отвечали современным представлениям о жизненном комфорте, необходимы социальные объекты и точки приложения рабочей силы. Решению этой задачи уже несколько лет помогают утвержденные правительством различные механизмы поддержки со строго регулируемым назначением средств. В «Инфраструктурном меню» для этого предусмотрены в том числе инфраструктурные бюджетные и специальные казначейские кредиты.

За минувшие два с половиной года с привлечением ИБК и СКК, оператором которых выступает Фонд развития территорий, было введено порядка 270 инфраструктурных объектов. В их число входят детские сады, школы и поликлиники, улично-дорожная сеть, сети ЖКХ. Это и есть элементы инфраструктуры для жизни.

«Механизмы ИБК и СКК помогают создавать комфортные условия для жизни россиян, способствуют развитию территорий. Новые инфраструктурные объекты, которые уже ввели с 2022 года, позволили построить более 20 млн м2 жилья и создать около 113 тыс. рабочих мест. Кроме того, на средства ИБК и СКК обновляется парк общественного транспорта: регионы получили уже более 7,6 тыс. автобусов, троллейбусов, трамваев, вагонов метро и составов МЦД».

— Ильшат Шагиахметов, генеральный директор ППК «Фонд развития территорий»