Top.Mail.Ru
архив

Политическая осень-99: решающая фаза

"Ко" продолжает цикл публикаций под заголовком "Политическая осень-99". Конечно, мы заметили смену сезонов, но ради обеспечения преемственности решили сохранить прежний заголовок цикла - как сама предвыборная кампания, вступившая в решающую фазу, плавно перетекла в зиму, не сменяя названия и не реагируя на климатические условия.

Тенденции, отмеченные нами в предыдущем рейтинге, сохранились и на этой неделе. Лидерство осталось за PR-кампанией против блока "Отечество - Вся Россия" и Юрия Лужкова. На этот раз она впереди с очень заметным отрывом. По оценке экспертов-профессионалов, средний балл этой кампании - 4,27, что значительно выше средних оценок остальных номинантов рейтинга. Ее уверенное лидерство объясняется фронтальным характером антилужковской, антипримаковской и антияковлевской пропаганды, а также методичностью, с которой ОРТ и РТР "изничтожают" предвыборный блок ОВР. Это обеспечивает поистине массовый охват электората. Эксперты-профессионалы вновь назвали Доренко и ОРТ победителями в номинации "Черный PR". По оценкам "народных экспертов", кампания против ОВР и ее лидеров также выходит на первое место: "антилужковский триумвират - Доренко, Леонтьев и Сванидзе - как видно, не собирается ослаблять своего напора до самой даты выборов". "Народные эксперты" просто "поражены тем, как много удалось сделать врагам Лужкова всего за несколько месяцев": "Лужкова полностью облили грязью, и народ стал смотреть на него с подозрением и даже с жалостью".

В особую кампанию постепенно структурировался поток негативной, компрометирующей информации, которую уже не первую неделю противники ОВР выливали на другого лидера блока - губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева. Передачи Доренко и новости на ОРТ только отчасти озвучили основные претензии к Яковлеву: использование средств из бюджета города при подготовке съезда "Всей России" в мае этого года. Компромат на Яковлева появлялся и в других СМИ.

Относительно спокойно жилось только Примакову. Как неоднократно было отмечено, главным объектом своей критики противники ОВР избрали Юрия Лужкова, а к экс-премьеру они относятся более терпимо - возможно, из-за его "народных лавров". "Народные эксперты" особенно отметили, что Примакову "становится все менее выгодно сотрудничество с ОВР, и рано или поздно он как умный человек должен об этом прямо заявить".

Кампания ОВР достаточно высоко оценена экспертами главным образом за счет новых контрпропагандистских шагов. После длительного затишья и отсутствия каких-либо свежих ходов в кампании блока наметился некоторый прорыв. Эксперты-профессионалы назвали лучшим событием в номинации "Контрпропаганда" заявления лидеров ОВР о попытках подкупа членов блока и склонению их к выходу из списков. Но реакция опрошенных нами "народных экспертов" на эту информацию была более слабой. Для них гораздо заметнее стала наружная реклама блока - хотя, по их мнению, и она оказалась не "на высоте": "В фотоколлаж собрали все то, что в последнее время лишь с оговорками можно отнести к заслугам мэра, да и вообще к полезным делам".

По итогам экспертной оценки кампания премьер-министра Владимира Путина заняла третье место в рейтинге. Но все-таки эта кампания сдает свои позиции. Несколько недель подряд кампания Путина лидировала в рейтинге со значительно более высокими баллами. В начале декабря кампания премьера набрала только 3,9 балла, а чеченская кампания, неоднократно лидировавшая в рейтинге, постепенно переместилась на четвертое место (хотя, по оценкам "народных экспертов", чеченская кампания все еще удерживает второе место). Наметилась смена приоритетов и настроений как в оценках "народных экспертов", так и в оценках профессионалов. Как мы и предсказывали около месяца назад, постепенно происходит отток голосов тех, кто ранее разделял планы чеченской кампании. Наступление в Чечне, несмотря на то что операция не проиграна федеральными войсками, постепенно перестает быть для премьера основным материалом для PR-продвижения. От главы кабинета требуют все больших познаний и решения вопросов в других областях помимо военной: в экономике, социальной политике, международных отношениях и т.д. Отсутствие заметных успехов или хотя бы громких заявлений на эти темы обусловили снижение оценок "народных экспертов": "Путин быстро обломался - мол, на приведение в порядок нашего бардака нужно столько же времени, сколько и на его создание". Заметили "народные эксперты" и очевидные проколы: "Заявления премьера о борьбе с коррупцией так ни во что и не вылились - очередная пустышка".

Существенное изменение в первой пятерке нашего рейтинга - выход ЛДПР на второе место по итогам оценки профессионалов (3,93 балла). Профессиональные эксперты предложили считать кампанию Жириновского "PR-находкой недели". Лидеру ЛДПР и/или "Блока Жириновского" удается одновременно появляться на всех основных телеканалах, вещать на любые темы, вплоть до медицинских, и ежедневно демонстрировать себя избирателю. Несмотря на его такую бурную активность, "народные эксперты" довольно низко оценили кампанию ЛДПР. Можно предположить, что здесь в наибольшей степени проявился эффект отторжения "нелюбимого" кандидата: что бы ни делал политик, который не вызывает симпатий, это не привлечет внимания и не задержится в сознании избирателей - "за ненадобностью". Возможно, сыграло свою роль и то, что в опросе участвовали преимущественно москвичи, а также "смутное ощущение, что Жирик уже отыгранная фигура и его выкинут из лодки".

По мнению некоторых экспертов-профессионалов, для Жириновского находкой является уже сам факт "раздвоения" его предвыборных объединений и скандал, создаваемый им вокруг этого. Решение ЦИК о регистрации ЛДПР при исключении из ее списков Жириновского эксперты-профессионалы назвали главным скандалом недели. Между тем некоторые эксперты очень низко оценили кампанию Жириновского в связи с решением ЦИК, объясняя это тем, что происшедшее - игра не Жириновского и ЛДПР, а ЦИК и администрации президента. Ведь для администрации раздвоение ЛДПР - наиболее удачный ход: получен инструмент для возможной отмены выборов или оспаривания их результатов. Впрочем, это уже самые грязные "избирательные" технологии.

Намного активнее в начале декабря начал вести свою кампанию "Медведь", и это быстро нашло подтверждение в оценках профессионалов. Хотя "народные эксперты", несмотря на разрекламированные блоком результаты социологических исследований, не столь высоко оценили кампанию и лидеров блока: "Наружная реклама с мишкой стала встречаться на улицах, но это сейчас делают все партии. Реальные заслуги "Медведя" невелики". Блок продолжает раскручиваться, эксплуатируя поддержку премьера Владимира Путина и ресурсы первого и второго телеканалов. Подыгрывание и откровенная работа на "Медведя" ОРТ, РТР и ТВ-6 хорошо видны не только профессионалам, но и многим "народным экспертам", точно так же как и пролужковская позиция ТВЦ. Начинает набирать обороты и "антимедвежья" пропаганда, пока занявшая только десятое место. Особенно популярной на неделе была тема "медвежьей болезни". Вероятно, за нею последуют "медвежьи услуги", "медвежатники" и т.п.

Кампания "Союза правых сил" опередила "Медведя" и занимает в рейтинге пятое место. С приближением к финишу предвыборной борьбы все большую публичную активность в рамках кампании блока начинает проявлять Анатолий Чубайс. Возможно, это происходит потому, что, по его мнению, персоналии из первой тройки СПС недотягивают до роли лидеров предвыборной гонки правых. Так же, кстати, оценивают роль первой тройки СПС некоторые наши профессиональные эксперты. Вероятно, поэтому Чубайс - как подлинный лидер - все больше берет на себя инициативу и ответственность за кампанию СПС. Во многом благодаря его участию в агитационной кампании СПС продолжает получать достаточно высокие баллы у профессионалов, хотя народная оценка иногда расходится с их мнением. В общественном мнении все еще циркулируют отголоски дебатов Явлинского с Чубайсом, а публичные выступления последнего, по мнению "народных экспертов", могут и навредить СПС: "Он столько проклятий собрал на свою рыжую голову, что количество может перейти в качество и полностью убить правых".

Профессиональными экспертами рейтинга выступают:

  • С.А. Авдеенко, зав. отделом политики журнала "Итоги";
  • С.Д. Беленков, начальник управления по связям с общественностью мэрии Москвы;
  • М.Ю. Виноградов, ведущий эксперт Независимого института выборных технологий;
  • А.К. Гнатюк, президент "ИМА-консалтинг";
  • Д.Д. Дегтяренко, главный редактор информационно-аналитического бюллетеня "Новости СМИ";
  • В.А. Евстафьев, президент рекламной группы "Максима";
  • Б.Л. Еремин, главный редактор журнала "Советник";
  • А.Е. Загрядский, исполнительный директор Ассоциации российских банков;
  • З.Э. Ларькина, генеральный директор Информационного агентства AK&M;
  • Н.И. Кротов, руководитель службы по связям с общественностью телерадиокомпаний "Прометей";
  • И.Е. Минтусов, председатель совета директоров центра политического консалтинга "Никколо-М";
  • В.В. Моисеева, генеральный директор агентства "Имиджленд";
  • В.З. Пилия, креативный директор агентства "Тайный советник";
  • А.П. Ситников, президент консалтинговой группы "Имидж-контакт";
  • А.П. Торшин, заместитель генерального директора Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО);
  • В.А. Фадеев, главный редактор журнала "Эксперт";
  • Г.Г. Ханов, президент холдинга Publicity;
  • А.А. Чеснаков, директор Центра политической конъюнктуры России;
  • И.Е. Ясина, обозреватель газеты "Время МН".
НоминацияАкция
Находка Жириновский (на всех программах ТВ), раздвоение ЛДПР
Контрпропаганда Заявления лидеров ОВР о попытках подкупа их кандидатов
Слух Слух о блокировании ОВР и КПРФ
Черный PR Доренко и кампания против ОВР
Скандал Решение ЦИК о регистрации ЛДПР и исключении из ее списков Жириновского

Еще по теме