Top.Mail.Ru
мнения

«Прибыль упала в разы, а работы не убавилось»

Сергей Пирожников Сергей Пирожников

Как туррынок пережил локдаун, куда летали и сколько тратили россияне на перелеты в 2020-м и что ждет авиаотрасль в 2021 году — рассказал в эксклюзивном интервью журналу «Компания» основатель одного из крупнейших российских сервисов по покупке авиабилетов «Купибилет» Сергей Пирожников.

С какими проблемами вы столкнулись на фоне коронакризиса?

— Конечно, туристическая отрасль из-за распространения COVID-19 понесла серьезные потери. По последним оценкам Ростуризма, в нынешних условиях отечественная индустрия туротрасли ежеквартально несет более $4 млрд убытков. Все участники рынка: туроператоры, турагенты, перевозчики, столкнулись с ситуацией, которую даже не могли себе представить. Наша компания «Купибилет» также не стала исключением.

При закрытии авиасообщения, прибыль упала в разы, а работы не убавилось. По причине отмененных рейсов началась глобальная процедура по возврату билетов, наша служба поддержки испытывала серьезные нагрузки, даже пришлось увеличивать штат и привлекать сотрудников.

Многие онлайн трэвел-агентства (ОТА), конечно, тяжело перенесли карантин, на них также сказалось присвоение биллинговыми системами компаниям из отрасли туризма статуса хай-риск.

Однако для тех, кто был в хорошем финансовом состоянии, не закредитован, это время стало отличным моментом для оценки существующего положения компании на рынке, пересмотра стратегии и построения планов на будущие периоды.

Одним из решений для нас, чтобы вернуть продажи к прошлым значениям, стал выход на международный рынок, в частности, стран Европы. Предоставление услуг по продаже авиабилетов клиентам за рубежом — это расширение зоны влияния, и, как следствие, способ обезопасить себя от очередного локального локдауна. Это решение оказывает позитивное влияние на перспективу, когда границы откроют, «Купибилет» уже займет свою долю на рынках, и будет стремительно развиваться.

Сергей ПирожниковСергей Пирожников
Помогло ли вам государство?

— Туристическая отрасль в 2020 году была признана одной из наиболее пострадавших от пандемии. Конечно, туризм сам не смог бы справиться с возникшими трудностями, в этом плане действия государства по поддержке бизнеса выглядели разумными и необходимыми. Однако наша компания не подходила по параметрам для получения субсидий на возмещение убытков. Из-за чего льготами мы не воспользовались.

Как изменились операционные процессы в компании на фоне тотальной самоизоляции?

Существенно картина не поменялась, мы и ранее практиковали удаленный формат работы. Но пандемия подтолкнула нас к полному выводу сотрудников из офиса. Многие это восприняли очень позитивно, а некоторые скучают по живому взаимодействию с коллегами. Главное, нам удалось организовать работу без потери эффективности.

Если сравнивать показатели продаж билетов в 2019 и 2020 году, насколько просел объем?

— В первый месяц полной изоляции, апрель, продажи упали почти до нуля, и составляли где-то 200-300 покупок билетов в день. Это минимальные значения за последние годы.

Однако сейчас, объемы продаж авиабилетов у компании выросли по сравнению с тем же периодом 2019 года. Это обусловлено увеличением доли на рынке. «КупиБилет» уже опережает своих конкурентов среди ОТА в России, многие из игроков пока не смогли восстановиться после кризиса. Количество проданных авиабилетов нашей компанией выросло по сравнению с октябрем 2019 года на 20%, что касается выручки, она вернулась на уровень прошлогодних значений. Такие показатели обусловлены падением цены среднего чека из-за относительно невысокой стоимости перелетов по России.

А как изменился спрос на внутрироссийские авиаперелеты?

— Общее восстановление рынка авиаперелетов мы в «Купибилет» отмечаем на 70% в сравнении с периодом октября 2019 года. Однако в то же время наша компания осенью зафиксировала рост продаж авиабилетов относительно того же периода прошлого года. Если рассматривать международные и внутренние авиаперелеты в частности, сейчас спрос на рейсы по России восстановился почти полностью, примерно на 87%, а на международные всего на 20%.

Думаю, что внутренний рынок так быстро вернулся к прошлогодним значениям за счет введенных ограничений для граждан по полетам за рубеж. Спрос на авиабилеты по России, восстановился из-за небольшого количества открытых международных направлений, граждане начали все больше рассматривать для отдыха российские курорты.

Если посмотреть динамику восстановления спроса по месяцам на рынке авиаперелетов в 2020 году: в апреле-мае спрос на авиабилеты составлял 9% от показателей того же периода 2019 года, в июне достиг 25%, в июле 50%, август — 66%, сентябрь и октябрь — 70%. При этом, по нашим данным, в феврале 2020 года спрос был выше относительно того же месяца годом ранее — 110%.

Очевидно, главная причина медленного восстановления международных перевозок — государственные запреты на перелеты по большинству направлений. Спрос сохраняется, как только запреты снимут, люди будут готовы ехать. Также фактором медленного восстановления является недостаток информации о порядке международных перелетов. Даже опытные путешественники волнуются, пропустят ли их на рейс и на границе, так как очень сложно понять предъявляемые каждой страной требования, зачастую их не найти в полном объеме даже на английском языке.

Какие были самые популярные направления у россиян в 2020 году?

— По статистике покупок авиабилетов россиянами в сервисе «Купибилет», самыми популярными направлениями внутри страны осенью стали: Сочи, Махачкала, Симферополь, Краснодар, Калининград и Минеральные Воды. Особенно заметно изменение спроса на полеты в самый западный город нашей страны, по сравнению с прошлым годом. Туристы все больше начинают обращать внимание не только на южные российские курорты, но и на другие туристические направления, это можно назвать позитивным фактором пандемии.

Если смотреть по международным направлениям, россияне осенью часто путешествовали в Турцию и на Мальдивские острова, а также в среднюю Азию и другие страны с открытым авиасообщением.

Какой средний чек на покупку авиабилета сейчас?

— С приходом пандемии, спрос на авиабилеты сильно изменился. Люди начали интересоваться внутренними направлениями, все чаще путешествовать по России, а также приобретать билеты в один конец. В целом, по этим причинам средний чек на платформе в 2020 году снизился с 12 до 5 тысяч рублей.

По вашему прогнозу, что ждет авиа- и туристическую отрасль в 2021 году?

— Однозначно, в ближайшие месяцы в отрасли останется фокус на внутрироссийских перелетах. Авиакомпании, которые до этого были ориентированы на клиента, путешествующего внутри страны, уже показывают рост продаж. А те, кто также перевозил пассажиров за рубеж фиксируют снижение пассажиропотока. Например, «Аэрофлот» отметил падение спроса на 59% в октябре этого года, а «Победа» наоборот, показала рост количества проданных авиабилетов на 18%. Некоторым компаниям в ближайшем будущем придется перестраивать формат работы для того, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Также авиаотрасль ждет уменьшение глубины покупок из-за существующей нестабильности, и снижение количества прямых перелетов, в связи с постоянными изменениями правил вылета, открытии и закрытии границ.

В ближайшем будущем позитивно должна сказаться реализация национального проекта в сфере туризма, в создании концепции которого я участвовал в мае этого года. Грамотным и важным решением в рамках нацпроекта будет введение электронной визы в России для иностранцев. После стабилизации эпидемиологической обстановки данный фактор будет сильно стимулировать поток туристов из-за рубежа, что также позитивно скажется на авиаотрасли и финансовом положении перевозчиков.