Top.Mail.Ru
архив

Пулковская высота

Санкт-Петербург тихой сапой возвращает себе столичные функции. Две недели назад премьер-министр России Михаил Касьянов дал указание «проработать» возможность переезда высших судебных органов страны – Верховного, Конституционного и Высшего арбитражного судов. (Правда, чуть ли не на следующий день указание было дезавуировано). А 3 февраля стало известно, что компания, объединяющая ГТК «Россия» (базируется в Москве) и ФГУП «Авиапредприятие «Пулково» («порт приписки» соответственно Санкт-Петербург), будет зарегистрирована в северной столице.

«Пулково» с годовым оборотом, достигающим $300 млн, объединяет одноименные питерский аэропорт и авиакомпанию. В прошлом году аэропорт обслужил 3,7 млн пассажиров, а авиакомпания – немногим более 2 млн человек.

Финансовые показатели деятельности ГТК «Россия» не раскрываются. Но известно, что компания не только перевозит первых лиц государства, но также выполняет коммерческие рейсы на своих 48 авиалайнерах. В результате в год услугами «России» пользуются около 400 000 человек.

Впервые вопрос об объединении двух госпредприятий возник в конце 2002 года. На разработку двух вариантов их слияния потребовался год, в середине января они были внесены в правительство. В первом варианте, разработанном при участии руководства «России», предлагалось объединить предприятия целиком и зарегистрировать единую компанию в Москве. Согласно второму плану, принятие которого лоббировали питерские чиновники, сливались только авиационные активы, а их новый владелец должен был стать резидентом Питера. Аэропорт Пулково выделялся и отходил в оперативное управление администрации Санкт-Петербурга.

Как несложно догадаться, питерские победили. Правительство одобрило второй вариант. Более того, в Минимуществе считают вполне логичным передать «Пулкову» активы «России». Тогда, дескать, не придется заново получать лицензии и разрешения на полеты.

Исчезнет ли ГТК «Россия», «растворившись» в «Пулкове», или нет – станет известно уже в этом году. Во всяком случае, по словам президентского полпреда в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова, к 2005-му объединение должно завершиться. Следующим этапом станет преобразование новой компании из ФГУП в ОАО. Клебанов утверждает, что 100% акций новой компании будет принадлежать государству. Однако аналитик ИК «Проспект» Алексей Зайцев считает акционирование подготовкой к приватизации.

Как бы там ни было, новой компании уже гарантировано второе место после «Аэрофлота» по объему перевозок и авиапарку. А унификация авиапарка и сети маршрутов позволяет новоиспеченному авиаперевозчику существенно сократить издержки, что только повысит его инвестиционную привлекательность.

Правда, очень многое зависит от менеджмента. А поскольку руководство «России» не слишком удовлетворено выбранным форматом объединения, построение «вертикали власти» в новой компании едва ли будет проходить без эксцессов.

Еще по теме