Top.Mail.Ru
архив

Родина монополий

Согласно последнему решению Министерства антимонопольной политики РФ (МАП) число операторов связи, тарифы на услуги которых будут регулироваться государством, в ближайшее время возрастет в 10 раз. Региональные отделения МАП уже составляют перечень операторов, которые пополнят список новых монополистов.

 

Москва – на сладкое

МАП начало свою кампанию с регионов, оставив Москву и Санкт-Петербург «на потом». Территориальные отделения МАП уточняют перечень операторов, оказывающих общедоступные услуги, готовят свои предложения и вносят их на рассмотрение федерального органа. Попадание в список монополистов грозит не всем операторам: МАП анализирует предложения своих территориальных отделений и некоторые из них отклоняет. Так, самарское территориальное управление МАП подготовило список из сотни компаний. Департамент МАП по регулированию естественных монополий в области связи сократил его, предложив обсудить вопрос о внесении в список 60 компаний самарского региона. Самарские операторы отнеслись к этому весьма равнодушно: всем потенциальным монополистам были направлены уведомления о том, что их судьба будет рассматриваться на правлении МАП, однако на заседании пожелали присутствовать и изложить свои соображения представители лишь трех компаний (в основном из Тольятти).

Изменения производятся в соответствии с принятым в октябре и утвержденным Минюстом в ноябре прошлого года постановлением МАП за № 761 «О внесении изменений в Положение о Реестре субъектов естественных монополий в области связи». До принятия этого постановления список естественных монополистов среди телекоммуникационных компаний насчитывал около 300 предприятий, куда входили почтовая служба, распространители телерадиопрограмм и государственные компании, оказывающие собственно услуги электросвязи. Теперь в соответствии с постановлением число монополистов будет доведено до 3 тыс.

Пожалуй, ни в одной стране мира не наберется такого изобилия монополистов связи. Представители МАП объясняют такое положение историческими причинами. Традиционные региональные операторы электросвязи и ОАО «Ростелеком», к которым после акционирования и приватизации в 1993 – 1995 годах перешла практически вся инфраструктура общедоступной электросвязи, объединены в холдинг «Связьинвест», и это действительно естественная монополия. Она владеет более 80% всей телекоммуникационной инфраструктуры страны и обеспечивает местной, междугородной и международной связью подавляющую часть населения России. Очевидно, такую структуру должно контролировать государство, а тарифы компаний необходимо регулировать в интересах всех категорий потребителей.

 

Дома в осаде монополистов

По словам руководителя департамента МАП по регулированию естественных монополий в области связи Валерия Горячева, в России реальной конкуренции на рынке общедоступной электросвязи еще нет, так как российские сети развиты недостаточно и налицо значительный дефицит услуг: «Лишь в Москве некоторые операторы работают в условиях реальной конкуренции (их можно не включать в реестр). В остальных случаях имеет место не конкуренция, а раздел зон влияния. Поэтому если у потребителя отсутствует фактическая (техническая) возможность воспользоваться аналогичными услугами другого оператора, то в соответствии с приказом МАП такое положение относится к неконкурентному товарному рынку».

Но серьезная проблема заключается в том, что законодатель еще не определил само понятие «товарный рынок» применительно к связи. Составленные на основе Закона о конкуренции методики позволяют отнести к товарному рынку практически любую территорию – и республику, и поселок, и микрорайон. Даже если оператор обслуживает только дом на 100 квартир и предоставляет его обитателям комплекс услуг электросвязи, включая местные телефонные переговоры, и в этом доме нет сетей других операторов, то потребитель лишен права выбора и состояние такого товарного рынка, как считает Горячев, является монопольным.

Таким образом, все предприятия электросвязи (кроме операторов Интернета, мобильной связи и технологических сетей) могут быть автоматически включены в реестр естественных монополий в области связи. Именно все, а не только те, что действительно обладают монопольным положением на рынке. В этот список рискуют попасть и такие крупные операторы, как «Глобал Один», «МТУ-Информ», другие корпорации, оказывающие услуги внешним абонентам, и небольшие фабрики, обслуживающие через свою устаревшую АТС небольшой поселок. Сегодня лицензии, подпадающие под условия приказа МАП № 671, выданы более 2 тыс. предприятий.

 

У нас конкуренции нет…

Все тарифы на общедоступные услуги будут регулироваться централизованно, на федеральном уровне. Ранее регулирование цен осуществлялось органами местной власти или территориальными управлениями МАП. Регионалы еще совсем недавно предпринимали попытки бороться с центром за влияние на тарифы хотя бы тех операторов, которые не включены в реестр. Но в январе Верховный суд РФ положил конец всем спорам, признав невозможным местное регулирование естественных монополий.

Крупные альтернативные операторы, по мнению Горячева, практически не заметят потерь от регулирования тарифов. Во-первых, их тарифы на услуги дальней связи уже на 10% меньше тарифов, устанавливаемых МАП. Во-вторых, их бизнес строится в основном на обслуживании корпоративных клиентах, а доля доходов от оказания услуг населению в общем объеме их доходов очень мала. В-третьих, они предоставляют клиенту интегрированный пакет услуг (в том числе и услуги местной телефонии) и потребитель платит сразу за весь пакет, если его устраивает соотношение цена/качество. Конечно, теперь операторам придется выделить отдельно затраты и платежи за регулируемые услуги, и многие потребители наконец увидят, сколько они платят за местную связь. Если же у оператора особое финансово-экономическое положение, то он может выйти в МАП и попытаться изменить для себя тариф на конкретную услугу.

Включение в реестр всех операторов, оказывающих услуги присоединения, поможет, по мнению представителей МАП, установлению единых условий на допуск к сети и пропуск трафика. Сегодня расчетные тарифы по пропуску трафика между традиционными операторами устанавливает МАП, а альтернативные действуют в гражданском поле, где цены устанавливаются по договоренности сторон. (МАП также по просьбе отдельных операторов устанавливает для них расчетные таксы при взаимодействии с «Ростелекомом».) В ближайшие месяцы будут введены система государственного регулирования присоединения сетей, единые условия на допуск к сети и пропуск трафика.

 

…или все-таки есть?

Столичные операторы инициативу МАП восприняли без малейшего энтузиазма. Их, как уже говорилось, оставили напоследок: списки столичных операторов-монополистов планируется утвердить в конце 2001-го – начале 2002 года. По словам директора по маркетингу компании «МТУ-Информ» Дмитрия Дронова, конкуренция на российском телекоммуникационном рынке весьма жесткая. «Любой заказ на телефонизацию какого-либо района – это всегда тендер, и его выигрывает тот, кто может предложить лучшие услуги. Ситуации, когда один оператор диктует свою волю и условия, давно уже нет», – утверждает Дронов.

По словам Горячева, во всем мире все универсальные услуги и услуги присоединения в той или иной форме регулируются государственными органами. Так, в США жестко контролируются практически все действия операторов, в том числе их бизнес-планы. МАП намерено ужесточить контроль в России по западному образцу. По словам Горячева, усиление контроля будет соответствовать требованиям, которые, например, предъявляет ВТО. «Той свободы, что была раньше, уже не будет. Но для крупных инвесторов равные условия для работы и развития всех операторов и их прозрачность могут быть более привлекательными, чем свобода», – говорит Горячев. Операторы с этой точкой зрения не согласны: по их мнению, ситуация у нас кардинально отличается от ситуации на Западе, поэтому слепое копирование западных правил игры чревато осложнениями. Говорит Дмитрий Дронов: «В западных странах несравненно лучше развита инфраструктура телекоммуникций. В большинстве случаев она давно построена и уже окупилась. В России, напротив, все приходится делать с нуля. Если цены на услуги будут регулируемыми, то оператор рискует никогда не окупить свои вложения. Образно говоря, наш рынок можно сравнить с пирамидой. На ее верхушке – корпоративный сектор, он самый прибыльный, но в то же время самый узкий. Основание пирамиды – это население. Наша компания давно уже оказывает услуги для самого широкого сектора –– населения. Но если постановление МАП будет реализовано полностью, то выход на рынок частного пользователя будет практически закрыт».

Еще по теме