$ 74.36
 83.94
£ 98.70
¥ 65.53
 80.44
GOLD 1780.69
РТС 1622.07
DJIA 35227.03
NASDAQ 15225.20
BTC/USD 50800.00
бизнес

С глаз долой — из «цифры» вон

Михаил Свердлов. Фото: пресс-служба Skypro Михаил Свердлов. Фото: пресс-служба Skypro

В образовательный процесс все активнее проникает «цифра». Сегодня онлайн-обучение по многим параметрам уже не уступает вузам, колледжам и школам, часто превосходит по качеству образовательной среды, вовлеченности ученика и преподавателя, а главное, может четко измерить и отследить результат. Что происходит с EdTech в России? Как новым игрокам рынка найти своего клиента и какие барьеры придется преодолеть? Об этом — в партнерском материале журнала «Компания» и директора по развитию онлайн-университета Skypro Михаила Свердлова. 

Почему люди выбирают онлайн-обучение? 

Интерес к онлайну связан не только с пандемией и изоляцией. Люди видят очевидные преимущества онлайн-обучения: 

  • Программы актуальны. Даже если программа не проработана детально, она зачастую на порядок лучше c точки зрения контента, образовательной пользы и педдизайна (разработка методик обучения — прим. ред.), чем неактуальная, которую можно найти в офлайне.

  • Учиться удобно. Людям не нужно никуда ездить, чтобы получить новую профессию. Можно жить в Норильске или Сочи и учиться у лучших преподавателей Москвы. Согласно нашим исследованиям, 54% респондентов отмечают удобство учиться в любое время, и ещё 46% — в любом месте как основные достоинства онлайн-обучения.

  • Практики много. Студенты с первых занятий погружаются в практические кейсы, чего часто не происходит в классических форматах. 29% опрошенных нами россиян считают преимуществом онлайн-формата обучение в интерактивном режиме, а 18% отметили, что оно помогает при трудоустройстве.

  • Доход выше. Население России беднеет, а цены растут. По результатам исследования на начало 2021 года, 70% работающих россиян получают меньше 25 тысяч рублей в месяц. 45% — менее 15 тысяч.

Все больше школьников поступает в колледжи. Родители заинтересованы быстрее вывести детей на рынок труда, дать им возможность самостоятельно зарабатывать и тем самым уменьшить нагрузку на семейный бюджет.

По причине уменьшения доходов и покупательской способности россияне ищут способы заработать больше, а точнее подработать. Конечно, можно пойти разгружать вагоны или работать водителем такси вечерами. Но еще есть вариант получить востребованную профессию, а затем — новую работу с зарплатой за 8 часов в день больше, чем за 11 с подработками.

Развитие российского рынка EdTech в цифрах 

Чтобы понять, какие перспективы сегодня у сегмента EdTech, посмотрим на исследования РБК и Smart Ranking. Рост год к году (цифры за второй квартал 2021 года): 

  • Школьный сегмент в среднем подрос на 61%. Лидеры: «Тетрика» и Skysmart — на 140–160%.

  • Дополнительное школьное образование выросло на 131%. Лидеры: Kodland — на 816% и Novakid — на 300%.

  • Сегмент «Дополнительное образование» увеличился на 160%. Лидер — Skyeng c ростом в 180%.

  • Дополнительное профессиональное образование — на 109%. Лидеры: «Like Центр», ProductStar c ростом в 491% и 278% соответственно. Лидеры по обороту — Skillbox и GeekBrains— показывают рост в 106% и 56%. 

Еще в октябре 2021 года компания VK сообщила, что объединяет образовательные платформы SkillFactory, Skillbox и GeekBrains. Что это значит: на рынке появляется очень крупный игрок в дополнительном профессиональном образовании

В целом рост по отрасли EdTEch — 94,5%. Даже с учетом того, что реальные доходы населения уменьшаются, а сбережения заканчиваются.

Инвесторские деньги на рынке

Кроме этого, интересны и инвестиции на рынке EdTech. Что примечательно, среди последних сделок можно найти новых игроков. Например, МТС и другие инвесторы вложили 242 млн рублей в EdTech-платформу для женщин.

Компания запустила 50 онлайн-курсов для женщин. За год работы компания получила выручку 60 млн руб., в этом году планируется выручка 300 млн руб. Привлеченные средства «Академия перемен» направит на развитие продуктовой линейки и начало международной экспансии на рынки Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

«EdTech рынок в России растет, а lifestyle-направление показывает еще более впечатляющие темпы. «Академия перемен» — технологичный стартап на стыке образования и развлечений с уже сформированной платёжеспособной аудиторией по всей России, использующий технологии для персонализации продаж и формирования индивидуального образовательного пути пользователей. МТС инвестирует в проект, обладающий всем необходимым для роста доли на рынке, а также представляющий ценность для клиентов экосистемы», — сказал руководитель венчурного фонда МТС Ислам Мидов. 

Если говорить про аксакалов рынка, то профориентационная платформа «Профилум» привлекла 130 млн рублей от АФК «Система». Онлайн-сервис помогает подросткам определиться с направлением развития при помощи психометрического тестирования, анализа образовательных возможностей и прогнозирования динамики рынка труда.

Средства пойдут на развитие платформы и выходы на новые рынки. «Профилум» была основана в 2014 году Анной Шайхутдиновой и Виталием Алтуховым. Среди акционеров компании указаны Genome Ventures, ГК «Просвещение», Андрей Шаронов. 

Фонд Winter Capital стал акционером платформы для онлайн-обучения GetCourse. Фонд Winter Capital Partners совместно с Goldman Sachs и Baring Vostok приобрел долю в SaaS платформе для онлайн-обучения GetCourse, говорится в сообщении фонда. Общий объем инвестиций составил рекордные для российского EdTech $50 млн. Максим Спиридонов, например, не верит в размер инвестиций. 

Ну и вишенка на торте: платформа Novakidпривлекла от инвесторов $35 млн. Ведущими инвесторами стали специализирующийся на рынке EdTech фонд Owl Ventures, ранее вложившийся в образовательные сервисы MasterClass и Quizlet, и Goodwater Capital, инвестор Twitter и Spotify.

Подробнее про все эти сделки я писал в канале «Образование, которое мы заслужили».

С какими барьерами могут столкнуться участники на рынке EdTech и как их преодолеть 

В сегменте EdTech можно делать образовательный продукт, который направлен на ученика/студента, можно сделать решение для преподавателя. А можно создавать технологические решения. Они, например, помогают вузам определять успеваемость учеников на основе больших данных. Это решения типа Plario (онлайн-система адаптивного обучения математике). Поэтому тут стоит изначально понять, что и для кого вы хотите делать, то есть четко понять вашу потенциальную целевую аудиторию, наличие у них проблем, которую вы планируете решать и их готовность, ее решать в целом.

Привлечение аудитории и финансовые возможности

Ставки на бирже за покупку клиента растут, а маржинальность бизнеса уменьшается. Поэтому надо четко понимать, как вы будете привлекать учеников. Причем в долгосрочной перспективе. Потому что еще от одного онлайн-университета рынку ни холодно, ни жарко.

Что делать:

Оцените рынок с точки зрения привлекательности для вас. Узнайте объем потенциальной аудитории, сколько стоит ее привлечь и какое число учеников вы сможете заинтересовать. 

Уменьшить затраты на одного клиента и увеличить маржинальность можно, если автоматизировать процессы. Изучите, как это сделать.

Личный бренд 

Рынок становится консолидированным. Появятся четыре-пять крупных игроков, конкурировать с которыми будет все сложнее. Ставки за рекламу для вхождения новых участников повысятся. 

Что делать:

Если у вас уже есть сильный бренд и огромное количество подписчиков в социальных сетях, используйте это. Успешный пример — «Академия перемен», про который я писал ранее. В прошлом году компания запустила свой проект, и за два года привлекла два раунда, на 60 и 242 млн рублей, с оценкой за 1 млрд. рублевый, но «единорог»! 

Или ребята из ProductStar. Они запустились полтора года назад, а сейчас у них очень неплохие показатели: выручка за год увеличилась на 278,5% (до 31 млн рублей). Другой пример — школа Data Science. Она построена вокруг бренда Анатолия Карпова и ребят, которые входят в нее.

Рынок очень сильно зависит от узнаваемости бренда. Когда у человека появится потребность в обучении, он пойдет сравнивать первые пять имен, которые знает.

Качество образовательного продукта

Клиент покупает образовательный продукт, чтобы решить свои задачи, например получить новую профессию и увеличить доход. Он проходит курс, осваивает программу. Но очень часто его задачи так и не решаются. Потому что клиенту дали некачественный продукт. 

Например, инженер Сергей увидел в интернете рекламу курсов для айтишников. Ему пообещали, что уже через месяц он будет сильным программистом с зарплатой 200 тысяч рублей. Так как сейчас у Сергея зарплата 30 тысяч, он решает попробовать. Берет деньги, которые отложены на черный день, и отдает их за обучение.

Проходит курс и по-прежнему сидит со своими тридцатью тысячами: новая работа так и не появилась. Потому что месяца для новой профессии недостаточно. Наставника рядом не было. А работу за 200 тысяч рублей новичку не найти. Хотя бы потому, что в портфолио пусто и навыков не хватает. Сергей клеймит онлайн-образование и идет вечерами таксовать: так он гарантированно заработает денег. 

Именно такие курсы порождают волну недоверия к онлайн-образованию. Точно так же, как сейчас это накрывает классическую систему высшего образования. Заметно, что те ценности и результаты, которые она дает, не всегда популярны среди абитуриентов.

Что делать:

Фокусироваться на качестве обучения и решении проблем клиентов и действительно помогать студентам достигать своих целей и менять мир. Когда доверие будет потеряно окончательно, ученики начнут более тщательно выбирать компании. Не по рекламе и медийности, а по отзывам и результатам выпускников. 

Мой приятель, владелец заводов-пароходов, всегда говорил одну простую фразу: «Если есть две пиццерии, не бойся открыть третью. И сделай ее круче».