GOLD 1582.40
РТС 1008.85
DJIA 21181.48
NASDAQ 7201.80
бизнес

S7 запускает лоукостер

Фото: 123rf/legion-media Фото: 123rf/legion-media

S7 готовится прервать монополию «Победы» в сегменте дешевых авиаперевозок. Накануне команда Владислава Филева анонсировала запуск собственного лоукостера. Группа инвестирует в его создание около 2,5–3 млрд рублей. Выполнять рейсы бюджетная авиакомпания начнет уже в следующем году. Рассказываем, что известно о новом проекте S7 и удастся ли ему догнать своего единственного конкурента на рынке.

Лоукостер средней полосы

S7 уже занялась поиском команды, которая будет развивать новый лоукостер, сообщили «Компании» в пресс-службе авиаперевозчика. Группе предстоит разработать маршрутную сеть, определить аэропорты базирования и сформировать тарифы. Парк лоукостера пополнится самолетами Airbus A320neo. Компания уже подписала предварительное соглашение на поставку первых четырех лайнеров. В ближайшие три года S7 планирует закупить еще более 20 таких самолетов.

Новый авиаперевозчик сосредоточится на выполнении прямых межрегиональных рейсов — преимущественно в средней полосе России. В S7 сообщили, что не могут охватить этот сегмент в рамках текущей бизнес-модели группы, а новый лоукостер попробует с этим справиться.

«Если посмотреть на мировой опыт, то мы видим, что маршрутная сеть европейских лоукостеров распределена между регионами. На нашем рынке низкотарифные перевозки пока сосредоточены в основном в Москве и Санкт-Петербурге», — отметила председатель совета директоров S7 Group Татьяна Филева.

S7 ожидает пассажиропотока новой авиакомпании в первый год работы на уровне 1 млн человек. С 2024 года планируется выйти на показатель в 6–7 млн пассажиров. Для сравнения: пассажиропоток «Победы» (пока единственного лоукостера в России) в 2020 году составил около 9,1 млн человек, а в допандемийном 2019-м — 10,3 млн.

Название новой компании S7 объявит позже. Она будет организована на базе юрлица бывшего авиаперевозчика «Глобус», однако лоукостер начнет работать под новым брендом. «Сертификат эксплуатанта компания будет получать новый в соответствии с установленными процедурами», — пояснил представитель S7 Group. Продажа авиабилетов откроется весной 2022 года, а старт полетов намечен на июль следующего года. Инвестиции в проект S7 планирует окупить за четыре года.

Почему сейчас?

Во время пандемии S7 неожиданно стала крупнейшей по объему перевозок российской авиакомпанией. Ранее она уступала «Аэрофлоту» и его дочерним структурам. Прошлогоднее закрытие границ сильно ударило по лидерам рынка, а S7 имел развитую внутреннюю маршрутную сеть. Она позволила перевозчику справиться с кризисом лучше других, объясняет в беседе с «Компанией» исполнительный директор журнала «Авиатранспортное обозрение» Максим Пядушкин.

«Сейчас компании приходится реагировать на призывы правительства сделать билеты на авиаперевозки доступнее. Объявление о создании лоукостера можно считать символическим жестом, ведь элементы бизнес-модели лоукостера S7 использует уже давно. Это делают и другие российские авиаперевозчики. Они продают невозвратные билеты, предлагают безбагажные тарифы или выбор места в салоне самолета за деньги», — отметил Пядушкин.

Новость о появлении в России еще одного лоукостера в правительстве встретили с энтузиазмом. Новый игрок на рынке поможет удовлетворить спрос россиян на низкобюджетные перевозки по стране, отметил глава Минтранспорта Виталий Савельев. Это также соответствует поручению президента Владимира Путина повысить уровень мобильности населения, добавил он. Однако решение S7 обусловлено не столько призывами правительства, сколько запросом потребителей, сказал «Компании» глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

«Последние два года интерес к лоукост-модели растет со стороны инвесторов и профильных игроков. Во время пандемии она оказалась более гибкой, чем стратегия традиционных авиалиний. Ценовая политика, которую ввели лоукостеры в условиях ощутимого снижения доходов населения, стала более привлекательной и востребованной. Это дало результаты: "Победа" отчиталась о чистой прибыли в 2020 году в 1,4 млрд рублей», — продолжает аналитик.

Лоукостер S7 планирует перевозить до 7 млн пассажиров к 2024 году, что значительно меньше показателей «Победы»: к 2028 году «дочка» «Аэрофлота» намерена перевозить до 60 млн пассажиров в год. Однако в планы S7 не входит конкуренция с «Победой», отмечает Пантелеев.

«Из заявления Филевой следует, что такой задачи менеджмент создаваемой компании не ставит. Новый лоукостер будет работать в первую очередь на межрегиональных рынках, где присутствие “Победы” умеренное. У нее значительная часть бизнеса приходится на аэропорты Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи. Но прямых межрегиональных рейсов у “Победы” не так много», — добавил эксперт.

Свободная ниша

Несмотря на привлекательность лоукост-модели, вывести бюджетные перевозки в отдельную структуру пока решался только «Аэрофлот». По мнению экспертов, одна из причин — ярлык лоукостера, который может оттолкнуть часть клиентов, считающих такие авиалинии менее престижными.

Тем не менее уже несколько российских компаний заявили о планах изменить свою бизнес-модель. В мае 2021 года базирующаяся в Архангельске Smartavia сообщила о решении трансформироваться в лоукостер. В 2020-м компания перевезла более 1,6 млн пассажиров. Согласно новой стратегии к 2025 году она увеличит показатель до 16 млн человек.

Кроме того, переход на модель низкобюджетного перевозчика рассматривает Utair. Также запустить собственный лоукостер намерена Red Wings. Пока авиакомпания готова предложить только лоукост-рейсы на региональных маршрутах, писал «Коммерсант».