Шанхай ожил, в Милане кризис только начинается
Читатели «Ко», ведущие бизнес в странах, наиболее пострадавших от эпидемии коронавируса, рассказали о том, с какими трудностями сейчас сталкиваются
Китай готовится к снятию запретов
- Геннадий Нетяга, генеральный директор Biletum (ex. TicketForEvent и ExpoPromoter), Китай
С Китаем мы плотно работаем с 2015 года — это второй после США, но самый быстрорастущий и многообещающий выставочный рынок мира. В 2019 году мы участвовали в организации около 70 выставок в месяц в китайских городах.
К началу 2020 года у нас были подписаны контракты с более чем 800 ключевыми выставками крупнейших выставочных холдингов Китая, заключены зонтичные контракты по ключевым выставкам, включая UBM, Reed Expo China, HKTDC, SIEC, Кантонскую ярмарку и другие. При первых упоминаниях вируса всё было спокойно и не предвещало каких-либо критичных изменений, но потом ситуация развивалась волнообразно — от полной паники до принятия. Отменены все массовые мероприятия, в том числе выставки. Соответственно, организаторы не продают билеты, а мы не получаем свою комиссию. По нашим оценкам, компания недополучит доход от выставок весеннего сезона на сумму более 2 млн $. Сейчас мы запускаем новый IT-продукт, который позволит организовать работу китайских выставок с зарубежными посетителями без физического присутствия на мероприятии.
В целом страна замерла в ожидании того, когда уже все вернется на круги своя. Ситуация понемногу стабилизируется, паники нет, мы уверены в том, что после вынужденного простоя рынок сделает качественный рывок ближе к лету. По состоянию на 12 марта Шанхай ожил, закрытым остается только Ухань, наш офис начинает работу, зарубежные сотрудники китайского офиса в ближайшее время возвращаются в Китай. По нашим ожиданиям, уже с мая будет снят запрет на проведение выставок, но работать они будут только локально, так как все приехавшие в страну должны будут провести 14 дней на карантине.
Рим — все закрывается
- Мария Солдатова, владелица ресторана Agrodolce (agrodolceroma.it) и недвижимости под сдачу через Airbnb в центре Рима
10 марта — день, когда Италия погрузилась в глобальный карантин. Пока правительство и врачи борются с распространением COVID-19, бизнес в Италии включил «режим выживания». Привычный для существующей в основном за счет туристов страны «высокий сезон» (который начинается с марта), так и не наступил. А с введением карантина и вовсе пропали последние надежды на «поддержание жизни» за счет местного туризма.
Что происходит сейчас с моим бизнесом? Airbnb приняли удар первыми: большой урон нанесла истерия, созданная итальянскими журналистами. С введением карантина апартаменты опустели совершенно: туристов в Риме единицы. Ресторан в центре города держался до последнего, но с начала марта приносил меньше, чем приносит минимально в низкий сезон. А с введением директив о карантине мы приняли решение прекратить работу до окончания этого периода. Смысла держать двери открытыми для пяти клиентов в день абсолютно не было. При этом пока никто не отменял fixed costs: аренда, зарплата и так далее. Страшно подумать, какой кризис переживают поставщики фруктов и овощей: абсолютно все рестораны в городе переживают кризис, уменьшают или отменяют заказы, не оплачивают уже заказанное. Наличие на руках скоропортящегося товара ставит поставщиков в самое ущемленное положение.
Ситуация несомненно тяжелая, и пока до конца не ясно, как быстро сможет восстановиться страна после этого удара. Закрыто все — от сети мультибрендовых магазинов Rinascente до крошечных лавок.
В ближайшие дни правительство Италии должно предложить варианты экономической помощи бизнесу. На повестке дня продление сроков оплаты кредитов в банках, выплата месячной зарплаты сотрудникам, упрощенная банковская помощь предприятиям из пострадавших сфер. Таких — много: транспорт (железнодорожные, авиакомпании, такси), туристические компании, отели, рестораны, спортивные и концертные площадки и другие.
Подбадривает одно: итальянцы — удивительно оптимистичный и сплоченный народ, особенно в трудную минуту. Сегодня, закрывая ресторан, мы раздавали скоропортящиеся продукты своим сотрудникам, соседям по улице — в сувенирные лавки, спортивные магазины. Все пожимают плечами, закрываются и, улыбаясь, говорят forza — мол, переживем.
В Сан-Марино — бизнес с ограниченными возможностями
- Андрей Чекколи, администратор компаний GMC International S.r.l., Noxberg San Marino S.r.l., San Marino Service for development of new technologies и секретарь Философско-культурной ассоциации Рим-Москва
В древней республике Сан-Марино, которая со всех сторон граничит с Италией, впрочем как и в самой Италии, от любого кризиса страдает малый бизнес. Итальянское правительство выделило 25 млрд евро на поддержку бизнеса, но эти деньги получат крупный бизнес и те люди, которые живут на зарплаты. Владельцы небольших предприятий, скорее всего, пострадают больше других. В Сан-Марино ситуация еще хуже, решений о какой-либо финансовой поддержке пока не принято вообще.
Ситуацию усугубляет факт, что только 16 % населения работает на государство (всего в государстве 33 тыс. жителей). Этих людей никак не затронет кризис, они уже взяли отпуск, отдыхают и получают полную зарплату. В отличие от бюджетников предприниматели оказались в более сложной ситуации. Мой друг, занимающийся ремонтом телефонов, закрыл свой офис на месяц, некоторые бизнесмены из сферы торговли продолжают работать, но практически себе в убыток. Хорошо, что пока не закрыли производства, экономика не парализована, товары распространяются, дефицита нет, и это хоть как-то позволяет работать.
Все прекрасно понимают, что противоречить Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ) нельзя и мы действительно наблюдаем пандемию, вирус опасный. Однако всегда есть факты, о которых нельзя говорить. Например, каждый год в Италии от обычного гриппа погибает 6000 человек. Не уверен, что коронавирус более коварен. Категория людей, которые заражаются и подвержены вирусу, — это в основном пожилые люди или те, у кого уже есть серьезные проблемы со здоровьем. Но это в Италии сейчас обсуждать нельзя, будут смотреть на тебя как на антисистемного человека. И это, по моему мнению, опаснее всего, поскольку распространяется единое мнение, свобода слова исчезает. Если вспомнить историю, так все и происходит в чрезвычайных ситуациях.
Милан — туризм умер до сентября
- Наиля Вагабова, организатор авторских гастротуров по Италии, агент в сфере модного бизнеса
Туризм и мода — это два направления моего небольшого бизнеса, который приносил ежемесячно от 1500 евро (без учета налогов). Сейчас ноль, потому что именно по этим сферам кризис ударил сильнее всего.
Я переехала в Италию в 2015 году, оформила статус индивидуального предпринимателя: организую индивидуальные экскурсии и туры по итальянским регионам, преимущественно гастронаправлениям, а также связываю модные бутики с производителями одежды и шоурумами.
Первые звоночки о грядущей катастрофе стали поступать, когда появились сообщения об отмене крупнейших выставок. Последний день недели моды был омрачен новостями о развитии эпидемии, часть показов оперативно перенесли в Париже. Те клиенты, кто собирался в апреле посетить Милан, стали переносить поездку на середину июня. Но это было еще до объявления жесткого карантина. Сейчас перенос идет на неопределенные даты.
Мой проект по индивидуальным гастрономическим турам фактически заморозился. Партнеры, к которым мы обратились более двух недель назад (до карантина), сообщили, что минимум до 1 июня всё будут держать закрытым. Теперь же мертвый сезон может продлиться до сентября. На мой взгляд, для полноценного восстановления отрасли времени понадобится еще больше. Сейчас итальянское правительство продлевает всем, кто получает визы в Италию, срок ее действия на год. Но только этого недостаточно.
По модному бизнесу бьют также проблемы с доставкой уже готового товара — все замедлилось из-за коронавируса. Клиенты боятся проплачивать, так как не знают, когда смогут получить заказ.
Сама я до последнего не собиралась возвращаться: была настроена оптимистично и планировала честно провести месяц до 3 апреля на карантине в Милане. Но ситуация ухудшалась с каждым днем. На сайтах стала появляться информация об отмене авиарейсов. В итоге я собралась за три часа и 9 марта вылетела в Москву.
При мне в итальянском аэропорту разворачивали пассажиров, которые пытались улетать, но у них не было достаточных оснований покинуть страну. У меня, как гражданки России, повод был.
Сейчас в Италии настроения пессимистические: ситуация трагична своей неизвестностью. Карантин введен до 3 апреля, но его могут пролонгировать. Правительство обещает оказать поддержку малому и среднему бизнесу — ввести налоговые каникулы на полгода, идут разговоры даже о какой-то материальной помощи.