Top.Mail.Ru
архив

Сигара, пиво und Der Spiegel…

«В последние минуты жизни попрошу любимую сигару, кружку пива и свежий номер DerSpiegel..» – эти слова немецкого литератора Готфрида Бенна очень любят повторять сотрудники SPIEGEL-VerlagRudolfAugsteinGmbH & Co. KG

 

…как зеркало немецкой прессы

Гордиться сотрудникам старейшего немецкого медиа-холдинга действительно есть чем. За 54 года существования DerSpiegel стал для западных немцев чем-то большим, чем просто иллюстрированный еженедельник. Это стиль жизни, неотъемлемый атрибут добропорядочного бюргера.

Вообще же определить, что такое DerSpiegel для немцев, непросто. Возможно, потому, что в современной России не осталось аналогов «Литературной газеты» образца 70-х и 80-х. Тем, кто помнит те времена, больше ничего объяснять и не надо. Тем же, для кого это далекое прошлое, сообщим: речь идет о таких изданиях, без которых не мыслит себя ни один образованный человек. Если каждую среду творческий советский интеллигент читал «ЛГ», то образованный бюргер – студент, вузовский преподаватель, клерк, политик – должен по понедельникам открывать свежий номер DerSpiegel. Это не аксиома – просто в Германии (уточним: в западной ее части) так принято.

По оценкам наблюдателей, DerSpiegel – это не журнал «о немцах и для немцев», коим считается не менее известный у нас в стране Stern. DerSpiegel не стремится к броскости «дышащего ему в затылок» еженедельника Fokus, который балансирует на грани «желтизны». И уж тем более не соперничает он с «самой немецкой газетой» DasBild, давно уже перешедшей эту грань.

В DerSpiegel нет того сарказма по отношению к «западным ценностям», который успешно культивируется журналом Super-Illu, хотя стать журналом и для восточных немцев – задача, о которой в DerSpiegel думают на протяжении последних десяти лет. Но почему-то люди мыслящие читают именно DerSpiegel. Кто-то вместе с DasBild, а кто-то наряду с Stern. Но DerSpiegel – обязательно.

Стоит оговориться, что одним журналом DerSpiegel ассортимент SPIEGEL-VerlagRudolfAugsteinGmbH & Co. KG не ограничивается. Холдинг издает толстый деловой ежемесячный журнал ManagerMagazin (mm), студенческий Uni-SPIEGEL, электронный SPIEGEL-ONLINE (последним проектом занимается дочерняя компания SPIEGELnet, также выпускающая ManagerMagazinONLINE и полностью контролирующая QualityChannelGmbH, которая размещает рекламу в немецкоязычном Интернете). За телевизионные проекты в холдинге отвечает SPIEGEL-TV. А еще есть SPIEGEL-Kultur, выходящие на нерегулярной основе mm-Special и mm-Tips und Trends, ежегодник Spiegel-Almanach, собственное книжное издательство и т.д. До марта текущего года холдинг издавал журнал Spiegel-Reporter, но из-за финансовых проблем компания пошла на его закрытие.

На этом обстоятельстве следует остановиться особо: дело в том, что между немецкими СМИ отсутствует конкуренция в нашем, российском понимании этого термина. Скажем, никто и никогда не обсуждает на «шпигелевских» планерках публикации в свежих номерах Stern и Fokus на предмет упущенных тем. Но при этом крайне болезненно реагируют, когда тот же Stern вырывается вперед в традиционно сильном для DerSpiegel жанре – Gespraech («беседа». – Нем.). У того же Stern есть свой «конек» – репортаж. Вот на этом-то «поле» и пытался потягаться с одним из главных продуктов концерна BertelsmannAG Рудольф Аугштайн. Да вот не вышло…

 

Поговори со мной, DerSpiegel

Кстати, о жанре SPIEGEL-Gespraech (он, к слову, по-немецки так и пишется – через дефис; чтоб не перепутали с какими-нибудь еще «беседами»). У бесед этих есть непременный атрибут: заканчиваться они должны словами благодарности собеседнику. Фраза «Мы благодарим вас за эту беседу…» – что-то вроде фирменного знака журнала.

Героями SPIEGEL-Gespraech в разные годы становились практически все европейские политики второй половины XX века, сыгравшие сколько-нибудь заметную роль в послевоенной истории континента. Прежде всего это все без исключения канцлеры Германии – от Конрада Аденауэра до Герхарда Шредера (у последнего с журналом особо близкие отношения: Шредер давно знаком с нынешним руководителем берлинского бюро DerSpiegel Юргеном Ляйнеманом). Но канцлеры, сами понимаете, для любого немецкого журнала – дело святое. Равно как и философ Мартин Хайдеггер, писатели Генрих Бёлль или Гюнтер Грасс. Зато такими собеседниками, как Леонид Брежнев, Юрий Андропов, Александр Солженицын и Михаил Горбачев (еще в бытность президентом СССР), похвастаться может далеко не каждый журнал в ФРГ. Да и не только в Германии.

Любопытно, что собеседником всех этих политиков выступал, как правило, сам основатель и крупнейший акционер холдинга Рудольф Аугштайн. До недавних пор редкий номер DerSpiegel обходился без его editorial. Правда, в последние годы такое случается все реже: г-ну Аугштайну на следующей неделе исполнится 78, и к тому же он жалуется на глаза. Поэтому теперь с новинками прессы Аугштайна знакомит специально созданный штат чтецов. Но на всю печатную продукцию времени и сил все равно не хватает, поэтому свою персональную библиотеку (истинный кладезь для германиста) г-н Аугштайн презентовал недавно одному московскому вузу.

В последний раз г-н Аугштайн обращался к аудитории DerSpiegel в юбилейном номере, посвященном 50-летию журнала. Праздник этот широко отмечался в январе 1997-го. В обстоятельной статье «Так мы появились, с этого мы начинали» Рудольф Аугштайн сделал небольшой экскурс в историю своего бизнеса…

 

Дело было в Ганновере

Небольшая историческая справка. ФРГ была образована в 1949 году в границах оккупационных зон США, Великобритании и Франции. А DerSpiegel возник на два года раньше – в январе 1947-го.

«Ганновер. После окончания войны прошло полтора года. Трое британских военнослужащих – майор Чалонер и штабсфельдфебели Борер и Ормонд хотели вернуть побежденным немцам культуру человеческого бытия. Инструментом, выбранным ими для этой цели, стали мы», – вспоминал Рудольф Аугштайн в той самой редакционной статье.

Еще в руинах лежат Marienkirche в Любеке, дрезденский Zwinger… Правда, стоит Кельнский собор… «Что делать? Первоначальный импульс процессу придали британцы. Это было в Ганновере. Каждый из нас был рад, что оказался в британской зоне оккупации, а не под русскими…»

Надо сказать, что ни Рудольф Аугштайн, ни подведомственный ему DerSpiegel никогда не были замечены среди друзей Советского Союза или же среди тех, кто тепло относился к ГДР: в том же юбилейном номере журнала среди прочих эпохальных тем, освещенных журналом за полвека, почетное место отведено материалам про восточногерманских диссидентов. Нелюбовь к СССР сейчас уже неактуальна, а вот то обстоятельство, что для Восточной Германии DerSpiegel был чужим, дает знать о себе и поныне. В новых федеральных землях DerSpiegel читают мало. И для журнала это серьезная проблема. Проблема адаптации к новым геополитическим реалиям, если угодно. Но вернемся к воспоминаниям г-на Аугштайна.

За образец будущего журнала взяли британский NewsReview, решив поначалу делать нечто похожее. «15 тыс. тиража, стартовый капитал в 70 тыс. рейхсмарок, название DieseWoche» – с этого, по словам Рудольфа Аугштайна, все и началось. Правда, первый (британский) этап длился всего шесть недель: первый номер DieseWoche вышел 16 ноября 1946 года («пилот» – 25 октября), а последний, сдвоенный пятый и шестой – 21 декабря 1946-го. «Под конец журнал превратился в орган местных оккупационных властей, своего рода «британский листок». Три другие военные оккупационные администрации выражали по этому поводу недовольство. Раздражение стал проявлять и официальный Лондон, – вспоминает г-н Аугштайн. – После появления третьего номера весь журнал стали подвергать цензуре (для чего тексты по телексу отправлялись в Берлин. – Прим. «Ко»), что влекло за собой недельные задержки с выходом в свет. Мы пытались положить этой практике конец. В итоге британцы отказались от опеки, оставив мне на прощанье временную лицензию и выдвинув условие: к утру следующего дня я должен придумать для издания новое имя. С выбором возникли проблемы, и я спросил у отца, какой из двух вариантов лучше воспринимается на слух: DerSpiegel («зеркало») или DasEcho (перевода, видимо, не требуется). Отецвыбрал Der Spiegel. Никто из нас и не мечтал тогда о больших перспективах. Журнал рассматривался всего лишь как шанс для создания собственного дела…»

Стартовые условия для запуска медийного проекта в послевоенной Германии были, прямо скажем, не лучшими. Но DerSpiegel состоялся.

Без масок, но тоже неприятно

Надо сказать, что проблемы во взаимоотношениях с властью возникали у Рудольфа Аугштайна и позже. И вошли они в историю ФРГ как Spiegel-Affaere.

История эта имела место быть в двадцатых числах октября 1962 года, когда DerSpiegel переехал по месту своей нынешней прописки – в Гамбург (правда, до того как обосноваться на Brandstwiete,19, редакция квартировалась в расположенном поблизости Pressehaus – гамбургском доме прессы).

Все происходило в строгом соответствии с канонами «жанра»: люди в форме – маски тогда еще не вошли в моду – заняли редакционные помещения, а вызванные далеко за полночь руководители отвечали на вопросы следователей. Поводом для неожиданного визита силовиков стала жалоба неких «высокопоставленных чиновников из Бонна» на одного из редакторов журнала, якобы занимавшегося противозаконной деятельностью за пределами ФРГ.

Затем (опять же согласно всем правилам медийного скандала) к делу подключились крупнейшие политики страны, включая канцлера Аденауэра и Франца Йозефа Штрауса, занимавшего в то время пост министра обороны. Вообще «великий баварец», как назовут позже Штрауса, сыграл в Spiegel-Affaere едва ли ни самую неприглядную роль: именно его заявления о том, что «некоторых сотрудников журнала» подозревают «в измене родине, распространении клеветнических измышлений» и попытках подкупа должностных лиц, стали катализаторами скандала. К освещению ситуации скандала подключились все федеральные СМИ (в частности, FrankfurterAllgemeinen, SueddeutscheZeitung, StuttgarterZeitung), проводившие параллели между 1962 и 1933 годами. У дверей Pressehaus тем временем стали собираться пикетчики с транспарантами «Мертвый DerSpiegel – мертвая свобода». Народ вышел на улицы…

История закончилась в общем-то удачно: уже в ноябре все обвинения с издания Рудольфа Аугштайна были сняты. А DerSpiegel снискал себе славу не только издания, с которым власти ФРГ считаются, но и журнала, способного этой власти противостоять.

Это еще одно подтверждение того, что DerSpiegel чуть больше, чем просто журнал, а носящий имя Рудольфа Аугштайна концерн – нечто большее, нежели просто медиа-холдинг. Он «очень немецкий» по характеру своему – кроткий и законопослушный, – но если у него на что-то есть законное право и право это у него хотят отнять, то за свою FreiheitundUnabhaengigkeit («свободу и независимость») журнал, как и любой немец, готов стоять до последнего.

 

Плюс 0,33 млн – это неплохо!

По данным немецкой службы AWA, специализирующейся на мониторинге рынка massmedia, потребление медийной продукции в Германии неуклонно растет. Несмотря на то что лидерами по количеству абонентов в стране остаются печатные СМИ (их аудитория в текущем году составила 63,4 млн человек), безусловным лидером по приросту являются СМИ сетевые: при общем числе пользователей 11,8 млн темпы прироста аудитории в текущем году составили 68,6%. По печатным изданиям этот показатель – плюс 1,8%. Примерно такова же динамика и у СМИ телевизионных: аудитория – 42,8 млн, динамика за год – плюс 1,9%. Лидеры по популярности – ARD и ZDF, чья аудитория охватывает более 41 млн человек (темпы прироста скромны –  0,4%). Следом идут ProSieben, RTL, SAT.1: 37,89 млн зрителей, но показатель этот уменьшился по сравнению с прошлым годом на 1,8%.

Но вернемся к печатной продукции: наибольшая аудитория в Германии у общественных журналов и еженедельных газет. На 247 печатных изданий приходится 60,5 млн читателей, и количество их продолжает расти (плюс 1,4% в 2001 году по сравнению с 2000-м).

Среди еженедельников, ранжированных AWA, лидирует… нет, не DerSpiegel, а Stern. В текущем году аудитория журнала насчитывает 8,15 млн человек (7,53 млн в году предшествовавшем, то есть у журнала прибавилось 0,62 млн читателей). Доля Stern на рынке выросла с 11,8% до 12,7%. DerSpiegel идет на почетном втором месте с 6,31 млн читателей (5,98 млн в 2000-м) – его доля на рынке увеличилась с 9,3% до 9,8%. Focus замыкает тройку лидеров с 5,23 млн читателей (5,42 млн в предыдущем году, то есть аудитория пусть ненамного,  но все же сократилась). Уменьшилась и доля Fokus на рынке – с 8,5% до 8,1%.

Если есть желание сравнить эти цифры с показателями изданий массовых (или бульварных – кому как больше нравится), то пожалуйста: у лидера рейтинга AWA – еженедельника BildamSonntag при аудитории в 12,55 млн прирост в текущем году составил чуть менее полумиллиона читателей.

Еще по теме