Top.Mail.Ru
архив

Сладкие компании

Норвежский концерн Orkla ASA на прошедшей неделе заявил о покупке кондитерского объединения «СладКо» у фондов под управлением компании Baring Vostok Capital Partners. Сумма сделки не разглашается (по оценкам экспертов, она составила около $100 млн). Сейчас стороны дожидаются одобрения со стороны ФАС, но, судя по проведенной уже пресс-конференции, уверены в вердикте: «СладКо» контролирует лишь 9% рынка, к тому же сделка важна с точки зрения имиджа страны в глазах иностранных инвесторов. Orkla – крупнейшая в Норвегии группа компаний, владеющая медийным бизнесом, предприятиями химической и пищевой промышленности.

«СладКо» стала не первым активом норвежцев в Восточной Европе. В 2002 году они приобрели 15% украинской компании «Чумак» (кетчупы, майонезы, консервированные овощи), в мае этого года купили контрольный пакет акций крупнейшего в Латвии предприятия по переработке овощей Spilva. С 2000-го по 2004 год Orkla также владела 40% в компании Carlsberg Breweries (акционер пивного холдинга BBH, куда входит «Балтика»). Планы освоения российского кондитерского рынка Orkla готовила давно, и выбор «СладКо» вполне обоснован: западные топ-менеджеры, прогнозируемый оборот этого года $160 млн (на 18% больше, чем в 2003 году). По словам гендиректора «СладКо» Гарри Вилсона, в будущем году компания собирается инвестировать в строительство новых производственных площадок (в качестве варианта рассматривается, например Санкт-Петербург). Примечателен не только выбор объекта для покупки, но и момент объявления о сделке.

«Покупка компании «СладКо» норвежским концерном Orkla показывает, что, несмотря на ситуацию с ЮКОСом, иностранные компании по-прежнему интересуются Россией», – говорит Алексей Калинин, соуправляющий партнер Baring Vostok Capital Partners. На прошедшей же неделе акционеры «Нижфарма» подписали финальное соглашение с STADA Arzneimittel AG о продаже 97,5% акций за 80,5 млн евро. Похоже, ухудшение инвестиционного климата в целом не очень отразилось на привлекательности потребительского рынка – сегодня он наименее рисковый. «Иностранным инвесторам в силу ряда причин стало менее интересно работать с компаниями, где есть государственные интересы или доля государства. И эта ситуация продлится до тех пор, пока чиновники на местах будут произвольно интерпретировать высказывания «главного чиновника», – говорит Андрей Терехов, управляющий директор The Сarlyle Group в России. – Сейчас для инвесторов интересны сектора, которые растут быстрее экономики в целом (то есть от 10% и выше) либо за счет интеграции в глобальную экономику, либо за счет того, что завязаны на конечных покупателях. Это и потребительский рынок, и некоторые сегменты машиностроения, и финансовый рынок (ипотечное кредитование, к примеру, растет на 30% в год)».

«Неопределенность ситуации с ресурсными секторами не только делает риски в них более высокими в сравнении с другими отраслями, но и в целом повышает уровень рисков в экономике, – отмечает Алексей Кривошапко, аналитик ОФГ. – Однако есть инвесторы, по-прежнему готовые вкладывать в потребительский сектор, принимая во внимание его потенциал и ограниченный уровень конкуренции». Об этом свидетельствует, например, и факт постепенного увеличения доли Danone в компании «Вимм-Билль-Данн» (с 7,23% до 8,32% за 2004 год).

По мнению Терехова, результат поиска стратегических партнеров будет во многом зависеть от активности фондов прямых инвестиций в России. «Нас пугает ситуация в стране, но не настолько, чтобы сворачивать деятельность, – утверждает он. – Просто, если мне будут предлагать проект в нефтегазовой отрасли с участием государства, какие бы перспективы он ни сулил, в сегодняшних условиях я откажусь сразу».

Еще по теме