Top.Mail.Ru
архив

«Средний срок окупаемости филиала не превышает трех лет»

Поход частных банков в регионы приобретает в последнее время характер эпидемии. Почти каждый финансовый институт из первой двадцатки считает своим долгом заниматься сетевым строительством.

Однако не многим в подобных опытах сопутствует успех. Альфа-банк, начавший выстраивать филиальную сеть чуть ли не сразу после кризиса 1998 года, по количеству региональных подразделений занимает третье место, уступая лишь Сбербанку и «УралСибу». Наличие широко разветвленной филиальной сети является одним из ключевых конкурентных преимуществ «Альфы».

О том, как банк собирается сохранять данное преимущество, рассказывает заместитель председателя правления Альфа-банка Марина Савельева.

 

– Какие факторы определяют решение Альфа-банка войти в тот или иной регион?

– Мы не открываем филиалы только ради того, чтобы обозначить свое присутствие в каком-либо регионе. Создание новых региональных подразделений осуществляется в соответствии со стратегией регионального развития банка. Сначала проводится оценка экономического потенциала региона, определяется степень перспективности присутствия в нем Альфа-банка, оценивается конкурентная среда. Затем мы решаем для себя, насколько наша структура и подход к развитию бизнеса отвечают клиентским потребностям в регионе и соответственно реализуют наш интерес с точки зрения получения прибыли. На основе этих выводов разрабатывается инвестиционный проект. После принятия решения по нему начинается непосредственная работа по вхождению в регион.

 

– В какой степени на решение об открытии филиала влияют интересы крупнейших корпоративных клиентов и стратегических партнеров? В чем заключаются особенности Альфа-банка при принятии подобных решений?

– Безусловно, проводя анализ клиентской базы выбранного региона, мы уделяем большое внимание перспективам развития отношений с крупными корпоративными клиентами. Но Альфа-банк открывает в регионах только универсальные офисы, которые способны удовлетворять потребности всех корпоративных клиентов и частных лиц. Другими словами, мы не открываемся «под одного клиента».

Работа с крупными клиентами всегда являлась приоритетной для Альфа-банка, однако это не самоцель. Институт персональных менеджеров в филиалах позволяет оперативно реагировать на потребности корпоративных клиентов. Но также для нас важно, чтобы любой офис в регионе был доходным, а это возможно только в случае предоставления услуг клиентам всех сегментов рынка.

 

– За счет чего достигается универсальность региональных филиалов Альфа-банка?

– Наши филиалы предоставляют услуги как крупным корпоративным клиентам, так и предприятиям малого и среднего бизнеса, частным лицам. Кроме того, мы консультируем наших клиентов при проведении сделок инвестиционного характера. Именно поэтому в концепцию каждого филиала закладываются два основных момента: создание современного коммерческого банка и организация инвестиционного консультирования.

 

– Какие регионы, на ваш взгляд, являются сейчас наиболее перспективными?

– На сегодняшний день Альфа-банк не планирует широкомасштабного открытия филиалов в тех регионах, где наш банк еще не присутствует. Прежде всего это связано с общеэкономической ситуацией в стране, к тому же действующая филиальная сеть уже дает нам серьезные конкурентные преимущества. Все наши филиалы окупились. Поэтому мы намерены более активно открывать дополнительные «точки продаж» в тех регионах, где уже есть филиалы.

Вместе с тем мы не собираемся отказываться от дальнейшего развития. В частности, на Украине планируем расширяться достаточно интенсивными темпами. Данный регион является приоритетным для развития нашей филиальной сети, и мы связываем с ним весьма амбициозные планы.

 

– Каков средний срок окупаемости филиалов?

– Все зависит от экономической ситуации в регионе, от активности того коллектива, который там работает, от конкурентной среды, ряда других факторов. Если говорить в среднем по филиальной сети Альфа-банка, то срок окупаемости действующего филиала составляет менее трех лет. Мы считаем, что это вполне соответствует текущей экономической ситуации в стране и нашим планам на перспективу.

 

– Какой способ развития региональной сети является для Альфа-банка более предпочтительным: приобретение существующих банков или создание филиалов с нуля?

– У каждого способа есть свои плюсы и минусы. Покупка уже действующих региональных банков выглядит достаточно привлекательно, и сегодня многие наши конкуренты выбирают такой путь развития. Однако в этом случае нет гарантии сохранения уже существующей клиентской базы, т.е. уже занятой доли регионального рынка.

Создание же филиала с нуля дает возможность банку избежать неучтенных забалансовых обязательств, внедрить наиболее современную модель бизнес-процессов банка.

Тем не менее мы не отказываемся от обсуждения вариантов возможной покупки региональных банков в тех регионах, где нам это интересно. Покупка же банков на той территории, где у нас уже есть филиалы, представляется малообоснованной.

В любом случае выбор конкретного способа вхождения в регион – вопрос цены приобретения или получаемых бизнес-преимуществ.

 

– А каким образом построена система контроля за деятельностью филиалов в регионах?

– До 2000 года существовала линейная система управления филиальной сетью, и это было оправданно при наличии относительно небольшого количества региональных подразделений. Но банк развивается, банк меняется, поэтому со временем стало целесообразнее использовать матричную систему управления. Суть ее заключается в том, что все функциональные образования филиала контролируются соответствующими подразделениями центрального офиса. Это дает возможность координированно действовать по всем проектам, начиная от бюджета и заканчивая взаимодействием с конкретными клиентами.

Преимущество такой системы управления заключается еще и в том, что она позволяет максимально снизить операционные риски, а также постоянно быть в курсе того, что происходит в филиалах. Однако это не означает отсутствия самостоятельности при принятии решений в филиалах, а напротив, дает возможность системно делегировать полномочия по принятию бизнес-решений филиалам и освободить их от функций, которые несвойственны фронт-офису.

Сейчас в Альфа-банке идет работа над проектом по системе ИТ – «Омега». Основная суть новой системы заключается в автоматизации и централизации бэк-офисных функций подразделений. Ее внедрение позволит получить дополнительные конкурентные преимущества, оптимизировать банковские процессы. С внедрением западных технологий мы сможем повысить эффективность и прозрачность работы филиальной сети, облегчить задачу нашим управляющим.

Еще по теме