Top.Mail.Ru
архив

Старые страхи

Предвыборные бои с тенью закончились. Началась настоящая драка. Всеобщие выборы в Великобритании назначены, как все и ожидали, на 5 мая. Впереди – месяц оскорблений и обвинений в бесчестности.

Уровень доверия к нашим политическим лидерам низок. Многие избиратели, возможно, даже поленятся идти голосовать. Иногда неполитические события привносят ощущение «бодрости», которое переливается и в политику. Но сейчас нет международных футбольных соревнований, способных воспламенить национальную гордость. В прошлом патриотический дух подогревался крупными королевскими торжествами, однако второй брак принца Чарльза (9 апреля) вызывает у народа куда меньше воодушевления, нежели его первая женитьба на принцессе Диане 24 года назад. Впрочем, мы с энтузиазмом обсуждаем вопрос о национальной самобытности. Если верить политикам правого толка и средствам массовой информации, нашему британскому духу угрожают и Европа, и иммиграция, и культурная разнородность современного английского общества. Опросы общественного мнения также показывают, что растет приверженность к более узкой английской, шотландской или валлийской самоидентификации в ущерб ощущению себя британцем.

Незадолго до обнародования бюджета министр финансов Гордон Браун, шотландец, в длинной телевизионной программе разглагольствовал о своей гордости «британскими ценностями», нашим наследием в области международной торговли и даже нашим колониальным прошлым (что довольно странно для человека, всячески пропагандирующего помощь Африке). Он постоянно подчеркивает необходимость противоборствовать китайской экономической угрозе, освобождая бизнес от чрезмерной регламентации (которую, в определенной степени, сам же и вводил), а также вкладывая больше средств в высокие технологии и образование. Ну и как же тогда расценивать то, что дышащему на ладан последнему британскому массовому производителю автомобилей, MGRover, чтобы выжить, приходится умолять о помощи государственную китайскую компанию-конкурента? Ведь мы привыкли считать Китай развивающейся страной.

Любое решение Китая, ставящее под угрозу 25 000 рабочих мест на Rover и фирмах-поставщиках, может иметь серьезные политические последствия. Однако редакционная статья в FinancialTimes требует от правительства не поддаваться «предвыборному шантажу» и не оказывать экстренной помощи компании Rover. Здесь говорится, что автомобилестроение, будучи вполне традиционным производством, находится далеко от той передовой линии технологий, к которой рвется Браун. Есть ли будущее у нашего массового производства, если заводская себестоимость в Китае значительно ниже, и что ожидается в других областях экономики, если мы то и дело обращаемся с аутсорсингом к Индии? В сущности, Британия производит автомобилей больше, чем когда бы то ни было ранее, только на заводах, принадлежащих иностранцам. Что нам нужно – так это передышка, пока мы приспосабливаемся к более высоким технологиям, обеспечивающим дополнительные рабочие места квалифицированным специалистам. Всем нам нужны иностранные инвестиции: BMW может сохранить Rolls-Royce.

Для экономического роста нам также нужна иммиграция. Недавняя Лондонская выставка продемонстрировала, как различные тюркские племена на огромных пространствах в течение веков впитывали в себя новые идеи и даже целые народы, сохраняя при этом вполне узнаваемые коренные национальные черты. У полукровок очень сильный дух. Когда американец валлийского происхождения становится руководителем корпорации Sony, то подобный интернационализм – или пусть даже глобализация – мне по душе.

Святой Георгий, небесный покровитель и Англии, и Москвы, чей день почитания, 23 апреля, приходится на самый разгар этой выборной кампании, не был ни англичанином, ни даже «европейцем». Лидеры двух наших ведущих политических партий родились в Шотландии, а третьей – в Уэльсе, в семье румынского иммигранта.

Еще по теме