Top.Mail.Ru
авто

Tesla: слишком дорого и еще дороже

Илон Маск. Фото: ТАСС Илон Маск. Фото: ТАСС

По итогам биржевых торгов в Нью-Йорке вечером 10 июня стоимость акций Tesla превысила 1000 долларов. Американская компания стала самым дорогим автопроизводителем в мире. Бренд Илона Маска обогнал многолетнего лидера рынка — Toyota. При этом Tesla продала в 2019 году 365 тыс. автомобилей и показала финансовый убыток свыше 860 млн долларов, а Toyota реализовала 10,7 млн машин с прибылью 20 млрд долларов. Журнал «Компания» узнал, чем подкреплен рыночный феномен Маска и кто в России предпочитает его электрокары. 

Капитализация харизмы

В начале мая Илон Маск коротко заметил в Twitter: «Акции Теслы слишком дороги, по-моему». Скептики согласно закивали головами: компания переоценена. Тогда ценные бумаги торговались чуть дороже 750 долларов. Сегодня они стоят больше 1000 долларов, а капитализация всей компании — 190 млрд долларов.

С начала года акции подорожали более чем вдвое.

Это произошло благодаря восстановлению спроса на электрокары в Китае, рестарту завода в Шанхае, а также успешному запуску космического модуля компанией SpaceX, которая также принадлежит Илону Маску. Последний всплеск цены был спровоцирован сообщениями о том, что электрофургон от Tesla — Semi Truck — планируют запустить в производство.

«Фондовый рынок всегда живет будущим: он смотрит не на то, сколько автомобилей ты продаешь сегодня, а сколько денег сможешь заработать завтра, — подчеркивает генеральный директор "Фридом Финанс" Тимур Турлов. — Еще буквально несколько лет назад никто не мог представить, что Tesla будет иметь выручку в 5-6 млрд долларов в год. Именно этих цифр они достигли в 2019 году. То, как быстро они меняют расклад сил на мировой арене, не может не заслуживать внимания инвесторов».

При этом он признаёт, что спекулятивная доля в акциях Tesla достаточно высокая: инвесторы дают компании большой кредит доверия и ставят на то, что она будет отъедать все большую долю в мировых продажах.

«Пока эти предположения последовательно оправдывались — компания продемонстрировала очень впечатляющие результаты, существенно превзошедшие все прогнозы аналитиков, — говорит Тимур Турлов. — Конечно, вера в успех Tesla во многом связана с верой в успех Илона Маска. На харизме одного из крупнейших акционеров и главного исполнительного директора компании держится часть капитализации».

Сам Тимур Турлов верит в Tesla и как потребитель. Владельцем электромобиля он стал в 2014 году, после презентации первой массовой модели Model S.

«Ключевым драйвером для меня, как и для большинства соратников по клубу (Moscow Tesla Club. — Примеч. "Ко"), стало любопытство: есть ли будущее у таких автомобилей, — отмечает Турлов. — Сейчас у нас в семье две Tesla — Model S и Model X. Могу сказать, что это одни из самых интересных машин, чтобы управлять ими самостоятельно: они крайне динамичные и по своим ключевым потребительским характеристикам ничем не уступают топовым моделям классического автопрома».

Однако если в Москве, по его признанию, это абсолютно комфортный автомобиль с запасом хода в 350–400 км, что позволяет на одной зарядке ездить примерно неделю, для длительных поездок в России он не подходит.

«В Европе, благодаря разветвленной сети зарядных станций, можно путешествовать на электромобилях с большим комфортом: едешь 2-3 часа, потом полчаса на кофе, пока заряжается аккумулятор. Но чтобы доехать, например, из Москвы до Казани, нужно будет очень много неудобств претерпеть», — подчеркивает эксперт. Но это не единственное ограничение для развития рынка: в России нет представительства компании.

«Невозможность полноценно обслуживать машину, отсутствие авторизированного сервисного центра — это большое ограничение. Однажды мне пришлось отправлять машину на диагностику в Германию, только транспортировка обошлась мне в 2,5 тыс. долларов», — вспоминает Тимур Турлов.

Пока на официальном сайте Tesla говорится, что «на подходе» пять брендированных зарядных станций — в Торжке, Торопце, Великом Новгороде, пос. Огоньки в Ленинградской области и Новопетровском, недалеко от Волоколамска. 

Инновационное безумие

Еще один владелец Tesla, управляющий партнер фонда LETA Capital Александр Чачава уверен, что история с акциями автопроизводителя — проявление безумия фондового рынка США.

«На прошлой неделе американский производитель электромобилей Nikola, который не продал еще ни одной машины, провел IPO и сейчас стоит 26 млрд долларов. Это больше, чем Ford, или около трети «Газпрома» — вот все, что нужно знать про акции модных американских компаний. Никаких рыночных оснований для такой оценки нет. Tesla — это относительно небольшая убыточная компания, которая научилась хорошо продавать имя. Они стали самым дорогим автопроизводителем с закрытыми заводами (почти два месяца фабрики простаивали)», — отмечает Александр Чачава.

По его мнению, этот хайп поддерживается политикой количественного смягчения, которую проводят банки по всему миру: рынки залили деньгами и NASDAQ побил все рекорды.

Впрочем, этот скепсис не помешал Александру приобрести Tesla в 2014 году. «Мне нравятся визионеры, люди, которые пытаются изменить мир, и их продукты, — говорит Чачава. — В эксплуатации это неплохой автомобиль, но не самый лучший. При прямом сравнении многие машины превосходят Tesla по пользовательским характеристикам. Например, BMW, которым я владел до этого, имеет много плюсов с точки зрения качества исполнения, комфорта салона. Кстати, фабрика BMW выглядит гораздо более инновационной, чем заводы Tesla, где я был дважды — в 2014 и 2019 годах».

Массового появления электромобилей на российских дорогах Александр Чачава в ближайшее время не ожидает. И причина совсем не в отсутствии зарядных станций: публичная инфраструктура со временем зарядки в 40 минут не может быть массовой и удобной. Даже в Сан-Франциско. Tesla — тот автомобиль, который заряжается дома, а не на всех паркингах многоквартирных домов это разрешено, сложности создает и необходимость теплого хранения авто в холодное время года.

В России к технологическим ограничениям добавляется нежелание производителя осваивать этот рынок и регулирование, не делающее налоговых поблажек покупателям электротранспорта, которые есть, например, в Норвегии.

О зависимости отечественного рынка электрокаров от регуляторики говорит и руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян.

«После отмены пошлины на импорт электромобилей в мае 2020 года спрос на данный вид транспорта в России увеличился на 32 %. Однако это рост в процентах, в штуках показатели продаж по-прежнему остаются незначительными по сравнению с бензиновыми авто, — говорит эксперт. — Именно отмена пошлины стала стимулом продаж электрокаров массового сегмента, а высокая стоимость премиальных моделей — причиной торможения развития данного сегмента. Самые востребованные модели — Nissan Leaf и Mitsubishi Minicab MiEV, а также премиальный Jaguar I-Pace. Так, в первом квартале текущего года было продано всего 18 электромобилей Jaguar I-Pace, стоимость которого начинается от 5 825 000 руб.».

По его словам, цены на премиальные Tesla — Model S, Model X и Model 3 — начинаются от 11 443 612 рублей. Их ближайшие ценовые конкуренты — Porsche Taycan (от 7 793 000 до 12 943 000 руб.), Mercedes-Benz EQC (от 10 500 000 руб.) и Audi E-tron Quattro (от 8 990 000 руб.). 

За рулем гаджета

Лучше всего в России продаются Tesla, потому что это модно и инновационно, и Nissan Leaf — потому что дешево, — говорит глава Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева. В дальневосточных регионах цены на привозную праворульную машину стартуют от 500 тыс. руб. В столице господствуют Tesla, причем все 400 «теславодов» знакомы друг с другом.

Сама Ия за рулем Tesla более трех лет и подчеркивает, что не готова пересесть ни на какой другой автомобиль. «У меня 160 тыс. пробега — я была на ней и в Териберке на берегу Северного Ледовитого океана, и в Сочи. За все это время эксплуатационные расходы — 5 тыс. руб. — это замена фильтров, а 1 км пробега стоит 40 коп., если заряжать батарею дома, — делится она впечатлениями с "Ко". — Владельцы электромобилей быстро привыкают к хорошему — вторую машину в семью покупают тоже электрическую, в крайнем случае гибрид, так как дальние путешествия в России пока проблематичны».

Преимущества Tesla Ия Гордеева объясняет тем, что это не машина, а гаджет. «При желании можно оплатить, например, подключение автопилота, и эта опция будет установлена удаленно — для получения нового функционала не надо покупать новый автомобиль. Многие компании развивают такой подход, но Tesla — все-таки лидер, — отмечает глава ассоциации. — Да, первые модели, которые выходили в 2013-2014 годах, уступали по комфорту Audi или Mercedes, но все с лихвой окупалось скоростью, тишиной, отсутствием выхлопов. Плюс худо-бедно, но есть административная поддержка электротранспорта — это бесплатная парковка в Москве, отмена транспортного налога.

Среди других плюсов автолюбительница называет время разгона до 100 км/ч. — у топовых моделей Tesla оно сокращено до 2-3 секунд.

«Это привлекает людей, которые хотят показать на дороге, кто тут молодец, и тех, кто заботится о безопасности: дополнительная маневренность может помочь избежать аварии. Кроме того, у Tesla особая конструкция кузова, а под капотом ничего нет, что в случае ДТП уменьшает риск травм водителя и пассажиров. Владелец Tesla, недавно попавший в Москве в ДТП, говорил, что после аварии купил такую же и жене возьмет, потому что верит, что машина его спасла». 


На начало 2020 года в России было зарегистрировано 6,3 тыс. электромобилей. Среди них 410 автомобилей Tesla:
  • Model S — 233
  • 155 — Model X
  • 22 — Model 3

Также у россиян в собственности:

  • Mitsubishi i-MiEV — 328
  • Jaguar I-Pace — 139
  • LADA Ellada — 96
  • Renault Twizy — 38
  • BMW i3 — 37
  • Hyundai Ioniq — 3
  • Peugeot iOn — 3

Суммарное число машин с электрическими двигателями не превышает 0,014 % от общего парка легковых автомобилей страны.

Данные «АВТОСТАТ»