Top.Mail.Ru
архив

ТНК: есть наезд

ЗЛАЯ в последнее время на российских олигархов фортуна вновь поворотилась к ним спиной и выкинула новый фортель. Однако недавний прогноз похлебавшего бутырской баланды и посему имеющего моральное право на пророчества Владимира Гусинского не сбылся: пока "хавают" не "ЛУКойл" и ЮКОС, а Тюменскую нефтяную компанию (ТНК). На сей раз переменчивая богиня судьбы явилась олигархам из стоящей за ТНК "Альфы" в камуфляже Уральского регионального управления по борьбе с оргпреступностью. Региональные борцы 27 июня обыскали офисы трех дочерних предприятий ТНК в Нижневартовске.

Согласно сообщению "Интерфакса", УрРУБОП ведет следствие по уголовному делу, касающемуся нарушений при приватизации ТНК, проведенной в 1997 году. В то же время неформальный глава компании Герман Хан считает, что действия правоохранителей связаны с другим делом того же года: торговлей бывшим руководством "Нижневартовскнефтегаза" (читай: Виктором Палием) акциями низовых структур - нефтегазодобывающих управлений "Нижневартовскнефтегаза".

СМИ поспешили связать "маски-шоу" в Нижневартовске с обострившимися в последнее время отношениями ТНК с другой нефтяной компанией - "Славнефть". Известно, что ТНК имеет вполне определенные виды на "Славнефть", а точнее, собирается поучаствовать в предстоящем осенью аукционе по продаже 19,68% ее акций. Кроме того, через аффилированные структуры ТНК контролирует 27% акций дочернего ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" (основное добывающее подразделение "Славнефти") и 34% акций "Ярославнефтеоргсинтеза", также входящего в структуру российско-белорусской компании (см. "Ко" № 22).

Однако тактика hostile takeover ("враждебного поглощения") пока не принесла ТНК особых успехов. Вместо того чтобы сдаться, "Славнефть" применила встречный маневр, начав скупку акций дочерних предприятий ТНК. В западной практике такая тактика именуется bear hug ("медвежьи объятия") и рассматривается как хрестоматийный случай обороны поглощаемого от поглотителя. Интересно, что в России это первый прецедент: до сих пор в качестве защиты от внешней агрессии российские компании уповали либо на арбитражные разбирательства, либо на силовые действия своих или нанятых по этому случаю "крыш".

"Славнефть", открывшая на прошедшей неделе новый московский офис в непосредственной, кстати, близости от штаб-квартиры ТНК и запускавшая по этому поводу "дирижабель" (см. на фото), безусловно, не является "белой и пушистой" структурой, обладающей стойким иммунитетом к силовым методам. Другое дело, что в поднятии вопроса о приватизации ТНК может быть заинтересовано значительно большее количество игроков, чем принято считать на сегодняшний день. Вокруг создания и последующей приватизации этой компании нагорожено столько интриг, что для расследования всех обстоятельств впору создавать особый федеральный орган. В числе обиженных и всесильный "генерал" Нижневартовска Виктор Палий, питающий к ТНК такую же симпатию, какую собака питает к палке, и конкуренты из других крупнейших нефтяных компаний, обеспокоенные рыночной активизацией ТНК, среди прочего на минувшей неделе окончательно застолбившей за собой крупнейший на Украине Лисичанский НПЗ. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и "тупых роботов" (по выражению Сергея Доренко) из правоохранительных органов, продолжающих расследовать теперь уже неведомо кем проплаченное в 1997 году уголовное дело.

Немаловажно, что в Нижневартовске приближаются выборы мэра. На этот пост планируют выдвигаться и нынешний мэр, член совета директоров ТНК Юрий Тимошков, и тот же Виктор Палий, и еще ряд людей, заинтересованных одновременно в двух прямо противоположных вещах: и поэффектнее разоблачить перед избирателями "засилье приезжих из Москвы, забирающих у нас деньги" (то есть ТНК), и денег на избирательную кампанию у этих же приезжих получить (поскольку больше негде).

Свои причины урезонить ТНК есть и у такого видного парня, как Роман Абрамович. По некоторым сведениям, нефтяной экспорт "Славнефти" сейчас сливается через его трейдерскую фирму Runicom, а в случае перехода компании в сферу влияния ТНК будет с очевидностью переключен на конкурирующего трейдера "Альфа-Эко" (или как там он сейчас называется). Во всяком случае, функционеры "Сибнефти" не отказываются от намерений поучаствовать в приватизации оставшейся у государства нефтяной собственности, хотя и не конкретизируют, касается это "Славнефти" или какой-либо другой компании (например, "Роснефти").

Еще по теме