Top.Mail.Ru
архив

Третье поколение - досрочно?

Прогнозы аналитиков о времени перехода сотовой связи на очередной стандарт оказались слишком пессимистичными. Еще в конце 1998 года наиболее вероятным сроком развертывания сетей третьего поколения считался период с 2002 по 2005 год. Но этот процесс начал быстро набирать обороты в марте 1999 года, после того, как американская Qualcomm и шведская Ericsson договорились между собой о том, в рамках какого стандарта будут развиваться сети. К концу 1999 года в некоторых европейских государствах было объявлено о проведении конкурсов на лицензии G3. В России за последние два месяца также произошли события, позволяющие утверждать: сотовая связь третьего поколения может появиться здесь уже в 2002 году. Впрочем, с такой же вероятностью может и не появиться. С одной стороны, "третье поколение" и все, что с ним связано - мобильный высокоскоростной Интернет, эффективная электронная коммерция, глобальный роуминг, синтез сотовых телефонов и персональных компьютеров, - крайне привлекательно для клиента. С другой стороны, столь быстрый технический прогресс может помешать сотовым компаниям окупить нововведения "предыдущего поколения".

Кто торгуется?

Казалось бы, о каком третьем поколении сотовой связи в России может идти речь, если даже сети второго поколения более или менее активно развиваются лишь в Москве и Санкт-Петербурге? Стоит ли ждать видеотелефонов и мобильного Интернета в стране, где у трех крупнейших сотовых операторов - "Вымпелкома", МТС и "Северо-Западного GSM" - только чуть больше года наблюдается рост числа абонентов? Тем не менее в январе и феврале 2000 года произошли события, которые доказывают актуальность G3 в России.

Во-первых, все три лидера нынешнего рынка объявили о том, что в 2000 году абонентам сетей GSM 900/1800 будут предложены коммерческие услуги GPRS, то есть переходной ступени от GSM к сетям третьего поколения. По словам директора по коммерции и маркетингу МТС Игоря Тимофеева, "компания будет готова ввести в коммерческую эксплуатацию GPRS осенью 2000 года.". Николай Пряничников, управляющий операциями "Вымпелкома" в московском регионе, оценил перспективы введения GPRS как "реальные с августа 2000 года" и сказал, что плановый срок введения услуги - конец 3-го - начало 4-го кварталов. Гендиректор холдинга "Телекоминвест" Александр Няго (в этот холдинг входит питерский оператор "Северо-Западный GSM") предпочел не конкретизировать сроки, но, по информации "Ко", все три оператора начнут продавать услуги GPRS одновременно.

Препятствием для запуска системы является исполнение заказов на мобильные терминалы-трубки с функциями GPRS: их пока просто не существует. Вряд ли обещания сотовых компаний - всего лишь рекламный ход: в январе "Вымпелком" объявил о подписании контракта с Nokia на поставку GPRS-оборудования и технологий для его установки. Похоже, что аналогичные соглашения готовятся и у конкурентов. Если прогнозы операторов оправдаются, то переход на G3 Москва и Санкт-Петербург начнут одновременно с Франкфуртом, Лондоном и Мадридом.

Второе же событие полностью находится в PR-поле. Неожиданно активизировалась ассоциация операторов мобильной связи третьего поколения, которую возглавил бывший глава Госкомсвязи Александр Крупнов. Его присутствие в ассоциации говорит о многом: вряд ли чиновник такого уровня будет заниматься химерами. Любопытно, что ассоциация операторов сетей GSM, возглавляемая президентом МТС Михаилом Смирновым, еще в сентябре 1999 года создала рабочую комиссию по сотовой связи третьего поколения. Возможно, за право лоббировать интересы пока гипотетической G3 в России борются сразу две команды.

По сообщению крупновской ассоциации, в марте 2000 года Минсвязи утвердит бизнес-план создания трех опытных зон сетей третьего поколения - европейской версии UTMS. О своем желании участвовать в проекте заявили уже пять компаний: питерские "Северо-Западный GSM" и Delta Teleсom, московские КБ "Вымпел" (аффилированный с "Вымпелкомом"), МТС и МСС. Агентство "Росбизнесконсалтинг", цитируя Александра Крупнова, утверждает: три опытные сети будут развернуты в августе 2001 года. А от опытной сети до коммерческой, как показал пример московского оператора АО "Персональные коммуникации", владеющего сетью "Сонет", - несколько месяцев.

Год назад заместитель руководителя Госкомтелекома Борис Пономаренко на форуме "Мобильные системы-99" заявил: "Применение сотовых технологий третьего поколения начнется в России в 2005 году. Сейчас идет разработка соответствующих документов и концепций, исследуются возможности радиочастотного спектра".

Кто играет?

G3 как двигатель Интернет-революции

Со времени изобретения первого мобильного телефона разработчиков во всем мире не оставляла мысль о том, что этот аппарат слишком удобен, для того чтобы по нему можно было только говорить. Конечно, возможность позвонить деловому партнеру в автомобиль в середине 70-х казалось верхом удобства. Однако на практике мобильная связь первого поколения - аналоговая - достаточно быстро себя исчерпала: качество передаваемого голоса было непредсказуемым, а резервов совершенствования почти не было.

Пока непонятно, как следует расценивать активность вокруг G3 - как свидетельство реального желания российских компаний создавать такие сети или же как стремление поделить шкуру еще не убитого медведя. По оценкам Vodafone AirTouch, введение в строй национальной сети G3 в Великобритании стоит от $2,5 млрд до $3 млрд, эксплуатационные расходы - $450 - 600 млн в год. Очевидно, что даже московская городская сеть G3 будет стоить не менее $300 - 400 млн и потребует десятки миллионов в год на обслуживание. Есть ощущение, что в ближайшие два года ни МТС, ни "Вымпелком" такие расходы не потянут, даже если достигнут к концу 2000 года плановых цифр в 700 - 800 тыс. абонентов

Почти незаметно для себя мир перешел на сотовую связь второго поколения: в Европе это был стандарт GSM, в Америке - GSM, DAMPS и CDMA, в Японии - PDC и CDMA. Основное отличие сетей второго поколения - голосовая информация передавалась в цифровом формате, что резко улучшало качество звучания, а также позволяло передавать различную служебную цифровую информацию . В результате перехода на цифры стал возможен эффективный автоматический роуминг, появились различные функции: начиная от шифрования речи и заканчивая передачей служебной информации - например, о состоянии текущего счета в компании-операторе. Впрочем, телефон оставался телефоном: кроме голоса, по нему передавать было нечего.

Все изменил Интернет. Цифровая информация, переданная по оптоволоконному кабелю, в принципе ничем не отличается от цифровой информации, переданной по радиоканалу. Цифровым сетям второго поколения было неважно, что передавать - кодированный голос или кодированное указание списать с кредитной карточки $5 в пользу ресторана, в котором пообедал абонент. Доступ в информационные сети из любой точки - вот задача, которую нужно было решить. Однако сети G2 слабо соответствовали этой задаче: скорость передачи информации в сотовых сетях (не более 20 кбит/c) была на порядок ниже, чем требовалось для эффективного скрещения сотовых сетей с информационными. В 1998 - 1999 годах производители оборудования - Nokia, Ericsson, Matsushita, Qualcomm, NEC придумали паллиативы, которые позволяли увеличивать скорость передачи информации в сотовых сетях до более или менее приемлемого уровня. Для стандарта GSM такой паллиатив был назван GPRS. Кроме того, уже в прошлом году компаниями Ericsson в Европе и NTT DoCoMo в Японии была выдвинута идея "упрощенного Интернета" (в европейской версии эта идея называется WAP), в который можно входить с сотовых телефонов специальной конструкции. Однако возможность посылать e-mail с трубки на трубку и читать прогноз погоды на адаптированном WAP-сайте, несмотря на огромную популярность такого сервиса в Японии и США, по сравнению с перспективами Е-commerce в "большом" Интернете выглядела детской забавой. Появление G3 было неизбежно

Сотовая связь третьего поколения, которая разрабатывается все теми же игроками, должна решить проблемы второго поколения. В идеале она предусматривает передачу с мобильного аппарата и на него больших объемов цифровой информации на высокой скорости. Передаваться могут голос, видеоизображение, музыка, пакеты сетей TCP/IP, то есть все то, что передает модем при работе с Интернетом. Аппарат, который все это может принимать и передавать, трудно назвать телефоном, фактически это персональный компьютер.

Теоретически стандарты G3 в сочетании с Интернет-бизнесом должны перевернуть финансовый мир - именно в предвкушении этой революции безумными темпами растут акции компаний сферы hi tech на биржах мира. Остается только дождаться всей этой фантастики.

Впрочем, это не значит, что G3 Москве и Питеру не видать как минимум пять лет. Все зависит от стратегии, выбранной операторами. Компании могут либо развивать сети GSM в регионах, где G3 вряд ли потребуется скоро, либо сконцентрироваться в основном на московском бизнесе, в том числе и на высокотехнологичных сетях третьего поколения. Если обе столицы хоть как-то затронет грядущий бум Интернет-экономики, то резко возрастет спрос на GPRS. Местные операторы сетей GSM в условиях бума станут получать прибыли, которые вряд ли возможны от региональных программ. Основную финансовую тяжесть регионального развития они смогут при этом переложить на плечи западных партнеров, каковыми являются Telenor для "Вымпелкома", Siemens и Deutsche Telekom для МТС, Telia или Sonera для "Северо-Западного GSM". Судя по всему, определяющим фактором будет успех или неуспех GPRS, которым так активно занимаются все крупные игроки рынка.

G3 предоставляет отличную возможность для иностранных компаний проникнуть на российский рынок. Обладая на порядок большими ресурсами, зарубежные компании легко обойдут всех потенциальных российских игроков. вероятно, первым претендентом на пост будущего оператора G3 стоит признать новосозданный Golden Telecom. Эта компания, которая намерена в ближайшие два-три года стать самым крупным Интернет-провайдером в СНГ и которая имеет опыт работы в сотовом бизнесе на Украине, выигрывает у всех игроков "обратной стороной G3" - возможностями сопряжения сотовых сетей с Интернетом. Мало создать систему, предоставляющую доступ в Интернет, - нужно наполнить ее услугами, которые привлекают клиента. Если же американская GT найдет крупного западного партнера - масштаба американской же MCI Worldcom, - ее шансы стать лидером будущего G3 в России резко увеличиваются.

А пока первой жертвой грядущего G3, видимо, станет WAP - "упрощенный Интернет для мобильных телефонов". Напомним, что услуги WAP и телефоны, поддерживающие этот протокол, "Вымпелком" и МТС предполагают продавать с апреля - мая 2000 года. По информации "Ко", в настоящий момент самым серьезным проектом в этой области на начало года в Рунете был WAP-сайт "Инфоарта" (wap.infoart.ru), на котором владельцам навороченной трубки предлагалось читать новости, прогноз погоды, анекдоты и афоризмы.

Вам интересно читать в любой точке Москвы афоризмы за $50 в месяц (примерно столько стоит WAP-сервис в Европе)? Тогда подождите GPRS. А там, возможно, недолго останется ждать G3, Интернет-экономики и прочих чудес XXI века.

Пока эти чудеса воочию видят только посетители выставки CeBIT-2000, открывшейся на днях в Ганновере. О ней читайте репортаж нашего корреспондента в ближайших номерах "Ко".

Еще по теме