Top.Mail.Ru
мнения

Третьяковская галерея теряет 2,7 млн рублей в день

Из-за угрозы распространения эпидемии одними из первых закрылись музеи. Окончательный ущерб от карантина оценить удастся не раньше осени. Но уже понятно, что он — огромен. Так, Государственная Третьяковская галерея от каждого дня простоя недополучает 2,7 млн рублей. Ее директор Зельфира Трегулова рассказала «Компании», что, несмотря на это, от своих выставочных планов в Третьяковской галерее отказываться не собираются.

Третьяковская галерея — один из немногих музеев страны, который довольно много самостоятельно зарабатывает. А это значит, что ваши потери от непроданных экскурсий и билетов (а именно они составляют основной доход любого музея) будут, вероятно, огромными?

— Действительно, доля собственного заработка в ежегодном бюджете (почти 3 млрд руб. — Примеч. ред.) составляет 42 %. И недополученный ежедневный доход музея оценивается в 2,7 млн руб. Но все сотрудники Третьяковки получают зарплату (средняя зарплата в музее в докарантинное время составляла 74 тыс. руб., из которых 70 % платили как раз из наших внебюджетных доходов).
Кроме того, мы в прежнем режиме оплачиваем все коммунальные услуги и обеспечиваем техническое функционирование зданий, где работает климат-контроль, дежурят инженеры, охрана и пр. По итогам карантина попробуем подсчитать, сколько нам будет не хватать для нормального существования.

Как быстро, на ваш взгляд, удастся восстановить посещаемость?

— Я не питаю иллюзий, что посещаемость музеев восстановится сразу после отмены мер по борьбе с пандемией. Сложно прогнозировать, как себя поведут люди, когда мы все вернемся к нормальной жизни. Может, экономических и других проблем будет столько, что многим станет не до искусства. Или, наоборот, все так соскучатся в карантине, что захотят соприкоснуться с подлинниками. Но даже в этом случае сложно рассчитывать на быстрое восстановление посещаемости в полном объеме из-за снижения потока туристов. Правда, доля иностранных посетителей Третьяковки составляет всего 12 %, в отличие от Эрмитажа, музеев Кремля или ГМИИ им. Пушкина, где процент значительно выше. Им в этом смысле придется тяжелее. Но у нас много гостей из других городов России, и, конечно же, значительную часть посетителей составляют школьные экскурсии. В лучшем случае школьники вернутся к нам не раньше сентября.

Как в такой критической ситуации ведут себя спонсоры, доля которых в бюджете музея значительна, 21,1 %?

— Сложно сказать, что будет через какое-то время, могу сказать лишь о том, что происходит сейчас. Все спонсоры, которые обещали нам поддержку на выставочные и образовательные проекты и на реконструкцию (например, создание Музея братьев Павла и Сергея Третьяковых в Голутвинском переулке), подтвердили свои обязательства.

Третьяковская галереяФото: РИА Новости
Какова судьба выставок, запланированных на 2020 год?

— Мы, в отличие от, например, некоторых зарубежных музеев, ничего пока отменять не стали, просто сдвинули график. Открытие выставки «НЕНАВСЕГДА. 1968–1985», второй части проекта по исследованию позднесоветской культуры, было запланировано на 9 апреля. Экспозиция уже построена, произведения свезены. Хотя из-за эпидемии пришлось отказаться от тех вещей, которые собирались брать за границей — в Париже (Центр Помпиду), Аахене (Людвиг-форум), Будапеште (Музей Людвига). Но удалось найти блестящие замены в российских частных собраниях. Конечно, выставку можно было бы показать онлайн, но мы решили дождаться, когда сможем открыть залы. Надеемся, что это получится в первой декаде июля.
Еще одна наша знаковая выставка — «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», которую мы готовим совместно с музеями Дрездена, — должна была открыться 20 октября. Ее мы перенесли на середину декабря. Обязательно до конца года сделаем большую выставку Роберта Фалька.
Единственный проект, который мы перенесли на 2021 год, — выставка современного индийского искусства, которая должна была открыться 17 июня. В начале апреля, когда должна была начаться морская транспортировка вещей, стало понятно, что это невозможно.

Музеи всего мира решают свои проблемы поодиночке или стараются помочь друг другу?

— Музеи стали ближе, проблемы у всех одни и те же. Директора крупнейших музеев не только сами решали свои проблемы, но и постоянно делились информацией, ноу-хау, своим опытом в чате участников «Группы Бизо» (неформальном клубе музейщиков, где представлены около 60 самых влиятельных директоров музеев мира. — Примеч. ред.). Третьяковке эта информация очень помогла. Мы понимали, через какое время музей будет закрыт, как это должно происходить, что все начнется с отмены экскурсий и аудиогидов, а выставочные пространства закроются в последнюю очередь. Поэтому мы смогли выработать оптимальную стратегию на время закрытия.

Какую?

До 18 марта, официальной даты закрытия музеев в России, музей подготовился к существованию в формате онлайн. За две с половиной недели до наступления нерабочих дней было снято большое количество видеоконтента, который создавался с пониманием того, что наши зрители какое-то время не будут иметь возможность стоять перед оригиналом. Это диктовало другой формат и другой язык нового материала. Мне позвонил главный редактор телеканала «Культура» Сергей Шумаков и предложил сделать программу «Открытый музей». Мы успели записать несколько материалов, в том числе экскурсию по выставке «Русская сказка», которая открылась до начала карантина. Выставка, кстати, очень интересная, и ее успеху как у зрителей, так и у критики я невероятно рада.
Эта выставка для меня — показатель, что не надо бояться эксперимента, стоит рисковать и надо быть смелее. Потом Сбербанк, вместе с платформой Okko, предложил снять фильм-прогулку (экскурсию уже в закрытом музее) «Третьяковка со Шнуром». Получилась настоящая импровизация, мы не проговаривали заранее вопросы и не договаривались, что каждый из нас будет говорить, и вышла свежая и непосредственная беседа об 11 шедеврах живописи из нашей коллекции.
Приятно, что эта программа собрала прекрасные отзывы и большое количество просмотров. Сергей Шнуров очень умный, образованный и тонко чувствующий человек, и мне жаль, что наша беседа о Бахтине, и лекциях Сергея Аверинцева, и диалогичности Достоевского, которую мы вели, сидя перед «Христом в пустыне» Ивана Крамского, в ожидании, когда выставят звук и свет для съемки, не была записана.

В планах музея масштабная реконструкция здания Новой Третьяковки, пандемия как-то на них повлияла?

— Вы удивитесь, но позитивно. Проектные работы ведут великий архитектор Рем Колхас и сотрудники его бюро OMA/AMO, которые уже четыре недели сидят в изоляции в Амстердаме. Поскольку у всех отпала необходимость в бесконечных поездках по всему миру, личных встречах и переговорах, то появилось много времени для работы. Работают все с азартом и много, два-три раза в неделю проходят онлайн-конференции, рассматриваются и обсуждаются проекты и планы.
Я уверена, что именно сейчас есть уникальная возможность найти интересные и сложные решения, которые позволят в 2028-2029 году, когда запланировано открытие после реконструкции Новой Третьяковки на Крымском, превратить ее в самое современное музейное здание в стране.
Кстати, все проектные работы ведутся на частные пожертвования. Правда, работа голландского архитектора вполне сопоставима по бюджету с ценами московских архбюро.

А реконструкцию тоже планируете проводить на частные средства?

— Ну что вы! Нет, конечно, 70 тыс. кв. м, новые музейные технологии, инновационное понимание комфорта музейных пространств — тут без госбюджета никак не обойтись.

В этом году исполнилось пять лет, как вас назначили директором Государственной Третьяковской галереи. Чего удалось добиться?

— Третьяковка развернулась лицом к зрителю, стала работать для зрителя, используя самые передовые и современные практики музейного дела. Сегодня Третьяковка — твой музей.
И публика это оценила. В 2014 году в музее было 1,4 млн посетителей, а в 2019-м к нам пришло уже 2,835 млн. У Третьяковки получается соблюсти баланс: быть музеем максимально демократичным и открытым (об этом говорил еще Павел Третьяков) и не впасть в популизм. Кроме того, наш бюджет вырос почти втрое, а больше денег — это больше возможностей для развития.


Еще по теме