Top.Mail.Ru
архив

Верхи могут, потому что низы хотят

Российские чиновники не просто спокойно относятся к размещению заказных материалов, но и провоцируют их появление в средствах массовой информации. В распоряжении «Ко» оказались документы, доказывающие, что прозрачности в отношениях СМИ и государства пока нет.

В сентябре во Владивостоке должен состояться форум организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). «Учитывая тот факт, что симпозиум и ярмарка станут первыми мероприятиями, проводимыми от имени России в рамках АТЭС, и нам как организаторам необходимо добиться высокого уровня и качества их проведения, полагаем, что финансирование… должно осуществляться из средств бюджета Российской Федерации», – отмечает Игорь Иванов, вице-губернатор Приморского края. Это цитата из документа, представленного на рассмотрение в Министерство финансов. Сумма, запрашиваемая вице-губернатором (в дополнение к утвержденной ранее национальным оргкомитетом смете), составляет 106,4 млн руб. и включает расходы на обеспечение безопасности участников форума (почти 40 млн руб.), на транспорт и культурную программу, а также – и это самое интересное – расходы на проведение рекламно-информационной кампании форума в СМИ (более 19 млн руб.). То есть, помимо того что Управление ФСБ по Приморскому краю, УВД Приморского края и ТОРУ ФПС России за счет бюджета приобретут 67 компьютеров (на 2,68 млн руб.), 16 сотовых телефонов (на 120 000 руб.), 10 резиновых палок (на 50 000 руб.) и переносной детектор лжи (60 000 руб.), организаторы форума планируют поместить информацию о мероприятии в печатных и электронных СМИ.

Причем если в газетах и журналах согласно медиа-плану предлагается разместить рекламные макеты, то на каналах ОРТ, РТР и НТВ должны появиться не только ролики, но и «сюжеты». Как видно из расчета бюджета рекламно-информационной кампании, приложенного к письму администрации Приморского края, на ОРТ было запланировано семь выходов двухминутных сюжетов о форуме (всего на сумму $105 000), на РТР – те же семь сюжетов на сумму $84 000, на НТВ организаторы симпозиума собирались разместить семь информационных сюжетов за $63 000.

Если запрос администрации Приморья будет одобрен, то получается, что правительство дало указание центральным телеканалам, один из которых на 100% является государственным, нарушить Закон о рекламе, ст. 5 которого гласит: «Организациям средств массовой информации запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала».

Представители каналов ОРТ, НТВ и РТР отрицают возможность платного размещения каких бы то ни было информационных материалов о форуме. В свою очередь, заместитель руководителя департамента международного сотрудничества администрации Приморского края Дина Звеняцкая оказалась не в курсе деталей проведения кампании в общефедеральных средствах массовой информации, направив корреспондента «Ко» в центр «Устойчивое развитие территорий», который вместе с PR-агентством «Полилог» ведет рекламно-информационную кампанию форума в центральных СМИ. Генеральный директор центра Оксана Клименко подтвердила, что РТР вместе с «Российской газетой» и лентой «РИА-Новости» является информационным спонсором форума и размещает информацию о нем бесплатно, по распоряжению правительства РФ.

В аппарате правительства корреспонденту «Ко» заявили, что решений по поводу размещения оплаченных информационных материалов не принималось, никакие документы не подписывались. Заместитель руководителя аппарата Алексей Волин отметил, что государству нет необходимости оплачивать размещение заказных материалов на телеканалах, поскольку у него (государства) есть другие рычаги влияния на СМИ.

Документ, попавший в распоряжение «Ко», особенно странно смотрится на фоне совсем недавних заявлений руководителей центральных телеканалов и членов правительства. Например, министр печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации Михаил Лесин сказал, что для возглавляемого им министерства главное сейчас – «формирование рынка прозрачного, стабильного, экономически независимого». А председатель ВГТРК Олег Добродеев на конференции «Индустрия СМИ: направление реформ» высказался за «ясную и прозрачную систему взаимоотношений отрасли и государства».

Президент Фонда эффективной политики (ФЭП) Глеб Павловский, хорошо знающий государственную информационную кухню, не видит криминала в размещении правительством материалов заказного характера под видом редакционных сюжетов на центральных телеканалах. «Это форум государственного значения, – отмечает Павловский. – Непонятно только: зачем государству что-то здесь оплачивать, если у него есть административный ресурс? Значит, есть какие-то частные интересы, причем не вертикального, а горизонтального уровня». По мнению политтехнолога, практика размещения «заказухи» стандартна для всех СМИ, причем не только российских.

Тем не менее, как удалось выяснить «Ко», запрос приморского вице-губернатора уже рассматривается в соответствующих министерствах – в частности, в Минэкономразвития и аппарате правительства. И, возможно, наряду с местными силовиками свою долю бюджетных денег получат и пиарщики, готовившие для организаторов форума сметы. Может быть, что-то перепадет и СМИ.

Еще по теме