Top.Mail.Ru
архив

Виртуозы долговых операций

Поздно вечером в минувший четверг Михаил Касьянов заявил, что «проблема украинских долгов за газ перестала быть проблемой». Главы правительств России и Украины подписали соглашение о реструктуризации газового долга на 12 лет с льготным периодом в три года. Ставка – LIBOR+1%. Задолженность оформляется в еврооблигации национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины», обеспечением служат платежи за транзит российского газа по Украине. По словам Касьянова, в качестве уступки Украина отказалась от экспорта и реэкспорта газа. Правда, о введении запретительной пошлины на экспорт в момент подписания номера ничего известно не было. Все остальные уступки сделали российские переговорщики. Переговоры по газовому долгу Михаил Касьянов вел больше полутора лет. За это время сумма долга снизилась более чем вдвое – до $1,4 млрд. Россия отказалась от требования оформить долг как суверенный – подписанное соглашение сохраняет за ним корпоративную природу. Тем не менее задолженность реструктуризирована примерно на тех же условиях, что и долг Украины Парижскому клубу. Однако Россия – явно не Парижский клуб, равно как и «Нафтогаз» – не суверенное государство. Эти обстоятельства переговорщиками во внимание не принимались. Кстати, в похожей ситуации наше правительство признало долг российских внешнеэкономических объединений Лондонскому клубу государственным. А добиться того же от должников – не смогло. Плавающая ставка LIBOR по доллару на данный момент составляет 2,53%. Для корпоративного долга итоговая ставка невероятно мала: еще неделю назад россияне хотели реструктуризировать долг под 10%, а украинцы – под 3%. Вышло скорее по-украински – LIBOR по доллару +1%, то есть 3,53%. Нам бы кто такую реструктуризацию подарил... Весьма интересно и обеспечение долга. Получается, что долг как бы можно просто зачесть: «Нафтогаз» не платит России долг, а «Газпром» не платит Украине за транзит. «Газпрому» это, конечно, невыгодно – для симметрии надо было бы дать российскому холдингу выдержать трехлетнюю паузу по транзитным платежам и «дисконтировать» их так же, как долг за поставленный газ. Однако об этом нет и речи, а на деле все обстоит еще хуже – «Газпром» оплачивает транзит своим газом, потребляемым на Украине. А сокращать экспорт в ситуации, когда некоторое количество газа на Украине просто «пропадает», нельзя: под угрозу ставится выполнение экспортных контрактов. Плюс к тому российские переговорщики почти сразу отказались и от требований увязать реструктуризацию долга с продажей «Газпрому» контрольного пакета украинской газотранспортной компании. В общем, одни убытки. Хорошая получается долговая политика... Мягкость в долговых переговорах мотивируется, по словам Михаила Касьянова, стремлением «к установлению с Украиной действительно братских отношений»: «Мы делаем такие уступки, какие нужны для достижения политических целей, поставленных президентами России и Украины». О политических целях, впрочем, ничего неизвестно. Возможно, имеются в виду традиционные намеки украинских лидеров на выход из СНГ и вступление в НАТО – раньше после таких угроз газовый кран немедленно открывался. Россия компенсирует эту помощь сохранением по большей части виртуального «геополитического влияния», отмечает политолог Кирилл Рогов. Но результаты отрицательны: на Украине перманентная нечестность газовых сделок воспринимается как имперский реликт и ограничение суверенитета. А мы просто теряем деньги. На прошлой неделе стало известно еще об одной красивой долговой сделке – чешское правительство уступило $2,5 млрд из $3,6-миллиардного российского долга с 80-процентным дисконтом компании Falcon. Владеют этой счастливой фирмой три частных лица с «кавказскими фамилиями». А погашать долг будет поставками электричества РАО «ЕЭС» («пробный» экспорт на $80 млн уже произведен), услуги которого компенсирует Минфин – естественно, уже с дисконтом 50 – 65%. Такой вот получается общий бизнес, а разница «падает» на финансового посредника. Теперь соглашение должна подписать российская сторона в ходе визита Касьянова в Прагу, который состоится на этой неделе. Не будем гадать, что мешало договориться с чешским минфином о прямом выкупе долга Минфином российским, если уж чехи так дешево ценят наш долг. Замечательно другое: как выяснили «Ведомости», Falсon согласно проекту соглашения не будет иметь права перепродавать российские долги на рынке или требовать их с нашей страны через суд. Следовательно, долг можно просто не платить. Вообще, переговоры с Чехией об «урегулировании» долга проходят на удивление гладко. Недавно мы принципиально договорились о списании еще $300 млн – эта сумма, как заявил возглавляющий межправительственную комиссию с российской стороны руководитель аппарата правительства Игорь Шувалов, должна быть вложена в специальный гарантийный фонд для долгосрочных чешских инвестиций в Россию. Чешские компании будут заключать договоры с уполномоченными банками или страховыми компаниями, а расплачиваться в случае неприятностей будет российский бюджет.

Еще по теме

архив
«Агрессивная ценовая политика в наши планы не входит»
Крупнейшая корейская автомобилестроительная компания Hyundai активно готовится к новому наступлению на российский рынок. Реформирована дилерская сеть, обновляется модельный ряд. Этим летом стартовал производственный проект Hyundai в Таганроге, где на заводе ростовской ФПГ «Донинвест» будут собирать седаны Accent. Рассказать о планах корейской компании в России обозреватель «Ко» Андрей Цыбульский попросил главу представительства Hyundai Motor Хюн Ки Байка.   «Ко»: В первом полугодии продажи Hyundai составили всего 357 автомобилей. Результат весьма скромный. К примеру, дилеры вашего дочернего предприятия Kia продали в России гораздо больше машин. Чем это объясняется? Хюн Ки Байк: Как вы, должно быть, знаете, Hyundai Motor Company начала продавать свои автомобили в России еще в 1992 году. Торговля велась через международный торговый дом Hyundai Corporation. К 1997 году Hyundai продавал на российском рынке до 4 – 5 тыс. машин ежегодно. Однако экономический кризис 1998 года серьезно ухудшил наши позиции в России. Фактически мы смогли возобновить деятельность лишь в конце 1999 года, когда открылось российское представительство Hyundai Motor. Московский офис координирует работу не только российских дилеров, но и партнеров Hyundai на Украине, в Белоруссии, странах Балтии и других республиках бывшего СССР. Минувший год прошел в заботах о создании дилерской сети, и реальные продажи начались лишь в этом году. Результаты первых шести месяцев, действительно, скромны, однако мы уверены, что со временем дилеры смогут продавать больше машин. «Ко»: Сколько автомобилей Hyundai Motor намерена продать в России в этом году? Х.Б.: В этом году наша цель – продать 2,5 тыс. автомобилей. А в 2002 году Hyundai планирует довести российские продажи до 10 тыс. машин. Естественно, эти цифры включают в себя и автомобили местной сборки. «Ко»: Сколько дилеров имеет Hyundai на российском рынке, планируется ли дальнейшее расширение сети? Х.Б.: На сегодняшний день в России у Hyundai Motor Company семь официальных дилеров: три в Москве, два в Санкт-Петербурге и еще по одному партнеру в Саратове и Екатеринбурге. Все эти компании имеют солидный опыт в автобизнесе, и мы уверены, что совместными усилиями нам удастся поднять продажи и укрепить рыночные позиции Hyundai в России. Мы не думаем, что существующую дилерскую сеть необходимо расширять, однако всячески приветствуем попытки дилеров создавать собственные субдилерские сети. «Ко»: Отличается ли ценовая политика Hyundai в России от ценовой политики, проводимой компанией на других рынках – в частности, существуют ли специальные цены для российских дилеров? Х.Б.: Hyundai Motor ежегодно экспортирует около миллиона автомобилей. Благодаря образцовому соотношению цены и качества наши машины пользуются заслуженным признанием у автомобилистов 180 стран. Тем не менее мы постоянно работаем над дальнейшим повышением качества производимых автомобилей, создавая новые модели с использованием самых современных технологий. В этой связи мы не рассматриваем агрессивную ценовую политику в качестве определяющего фактора в борьбе за клиента. «Ко»: Этим летом ваша компания договорилась с ФПГ «Донинвест» о сборке автомобилей Hyundai в Таганроге. Сколько машин вы планируете собирать? Х.Б.: Соглашение с ФПГ «Донинвест» было подписано в феврале 2001 года, а реальное производство начато в середине июля. До конца года ТагАЗ планирует собрать примерно 3,5 – 4 тыс. автомобилей модели Hyundai Accent, а в 2002 году ожидаемый объем выпуска составит 8 тыс. автомашин Accent. «Ко»: Откуда приходят в Таганрог сборочные комплекты? Будет ли локализовано производство комплектующих? Х.Б.: Сегодня комплектующие для сборки производятся в Корее, однако с течением времени «Донинвест» планирует частично локализовать их производство. «Ко»: Планируете ли вы расширять модельный ряд на ТагАЗе? Х.Б.: В будущем мы не исключаем возможности появления новых моделей. Однако сегодня говорить об их выпуске на ТагАЗе, боюсь, рано. Если проект будет развиваться успешно, мы обязательно обсудим этот вопрос с нашим ростовским партнером.
«Агрессивная ценовая политика в наши планы не входит»
архив
Серп и доллар
За то, что Россия поддержала позицию Ирака относительно новых условий программы «Нефть в обмен на продовольствие», Саддам Хусейн пообещал предоставить российским нефтяным компаниям особые привилегии. Воистину друзей в международной политике нужно выбирать с умом: нефтяные ресурсы Ирака неисчерпаемы, а Запад из-за абстрактных политических и моральных соображений сам ограничивает себе доступ к этим богатствам. Коммерсантам даже на руку то обстоятельство, что Хусейн диктатор, а экономика Ирака не отличается либерализмом: раз выполнение контракта контролируется самим диктатором, то чиновники не будут вымогать взяток, рабочие не потребуют повышения зарплаты, а попытки конкуренции будут задушены в самом зародыше. Гением такого рода был Арманд Хаммер – американец, который воплотил в жизнь мечту любого бизнесмена о монополии не где-нибудь, а в тоталитарной советской России.
Серп и доллар