Top.Mail.Ru
архив

Внутри – подстава, извне – поддержка

ИСТОРИЯ с улучшением бюджета-2001, которое потребовалось после отказа Парижского клуба реструктурировать российский долг, завершилась в конце прошлой неделе странным конфузом. Депутаты все-таки не смогли отказать себе в удовольствии вволю поиздеваться над незадачливым правительством. Поправки, конечно, приняли. Но правительство так и не получило права приватизировать крупные предприятия, без хождения в Думу за каждым разрешением.

Предчувствуя неладное, правительство даже сократило число крупных предприятий, подлежащих приватизации с двадцати до трех. Сократило, как выяснилось, очень неудачно: то ли причиной, то ли поводом депутатской манифестации стало то, что одним из трех предприятий записали «Челябэнерго». Депутаты заподозрили распродажу РАО «ЕЭС» до начала реструктуризации. «Уж хотя бы какой-нибудь другой объект показали», – вздохнул Кулик и изъял из своего же законопроекта, согласованного с правительством, поправку, разрешающую приватизацию. Правительство удовлетворилось разрешением выплачивать долг, а к приватизационной поправке Алексей Кудрин пообещал вернуться позднее.

Долг меж тем выплачивается, но только наполовину. Минфин перевел кредиторам $577 млн, а еще $629 млн задержаны, формально – до изменения бюджета. Теперь вроде бы заплатим все. Зато правительство очень встревожено, что выплаты советского долга могут потребовать и страны, не входящие в Парижский клуб. А это $19,6 млрд на 1 января 2000 года, отчасти состоящие из «переводных рублей», которые неизвестно по какому курсу нужно пересчитывать в доллары, да еще спорных процентов, которые набежали на эти спорные суммы. Выплаты по этим долгам были заморожены, но часть платежей погашалась поставками товаров. Теперь же кредиторы могут потребовать большего.

Во время таких вот политических неурядиц Михаил Касьянов получил значимую поддержку от крупнейших инвестиционных банков, компаний и фондов мира, входящих в Ассоциацию участников развивающихся рынков (EMTA). Имена действительно солидные – ABN AMRO, Bank of America, BNP, Chase Securities, CSFB, Deutsche Bank Securities, Goldman Sachs, HSBC Midland, ING Barings, Lehman Brothers, Merrill Lynch, Morgan Stanley, Salomon Smith Barney, Societe Generale, UBS Warburg и т.д. EMTA, фактически неформальный двойник Лондонского клуба, опубликовала доклад под названием «Пора реформировать Парижский клуб». Долговая политика Касьянова в нем полностью одобряется, а нежелание Парижского клуба реструктурировать российский долг оценивается как политика, ведущая к подрыву доверия частных инвесторов к развивающимся рынкам.

После появления этого доклада рисковая долговая стратегия Касьянова – сначала договориться по коммерческим кредитам, а потом заставить государства-кредиторы подстроиться под эти условия – не может более считаться ошибкой. Скорее это похоже на глобальную попытку частных инвесторов добиться равных прав с кредиторами-государствами. В этой игре России была отведена определенная роль, и она сыграна со вкусом и талантом.

Частные инвесторы больше не хотят, чтобы принцип «равных условий» работал только в одном направлении. Раз Россия и Эквадор реструктурировали свои рыночные долги, значит, другие должны сделать то же самое. Парижский клуб пережил свое время, говорят банки. Его долги – результат нерыночных сделок между государствами. А поскольку эти долги не котируются, то есть не имеют истинной стоимости, то для их реструктуризации не может быть отчетливых ориентиров. Следовательно, в случае кризиса в стране-заемщике реструктуризация нерыночного межгосударственного долга должна следовать за реструктуризацией долга рыночного, а не наоборот, как сейчас. Фактически банки хотят провести тотальную секъюритизацию межгосударственных долгов и стать для развивающихся стран кредитором первой очереди, который к тому же управляет процессом реструктуризации долгов.

Идея сильная: игра стоила свеч, и теперь понятно, почему у России возникли такие проблемы с Парижским клубом. Первый раунд банки проиграли, но для них это только начало. У России положение сложнее. С точки зрения государств-кредиторов, мы сделали то, чего делать было нельзя ни при каких условиях. А поскольку кроме долговой политики есть еще и внешняя, Владимир Путин не мог себе позволить идти с Михаилом Касьяновым до конца – прямо попросить кредиторов о списаниях и рассрочках. Получается: из огня да в полымя. Иностранные правительства рады, что Россия начала платить, а банки очень Касьяновым недовольны, они сожалеют о начале платежей Парижскому клубу. Считают это неоправданной сменой стратегии. Даже котировки упали.

В общем, теперь надо все-таки определиться, с кем мы. Внешнеполитические реалии постельцинской эпохи состоят в том, что просто так, за возможность принять участие в охоте на медведей и неизбывное стремление к реформам кредиты больше не выдают и долги не списывают. А значит, пора избрать четкую линию поведения и, в частности, четко рассчитать, когда и какой глубины реструктуризация долгов России действительно необходима. Какие кредиты должны быть реструктурированы. И при каких условиях (динамика цен экспорта и импорта) это нужно, а при каких нет. А остальное – просто платить.

 

Еще по теме