Top.Mail.Ru
рынки

Вопреки нефтяному эмбарго: Россия увеличила экспорт бензина почти на 40%

Фото: РЖД Фото: РЖД

С начала года экспорт бензина из России увеличился почти на 40%, до 1,8 миллиона тонн. Такие значения фиксируются, несмотря на эмбарго ЕС и ценовой потолок на нефтепродукты. Добиться этого уровня позволила оперативная смена рынков. Продавать бензин удается по верхней границе ценового потолка за счет смешения его с нафтой. 

Рост спроса

За первые три с половиной месяца 2023 года экспорт бензина вырос на 38% год к году. Он составил порядка 1,8 миллиона тонн. Об этом «Коммерсанту» рассказали источники, знакомые со статистикой.

По их данным, производство за этот период увеличилось на 11,8 миллиона тонн, что на 5% выше прошлогодних показателей. А запасы бензина на НПЗ и нефтебазах сейчас превышают 2 миллиона тонн.

При этом биржевая цена бензина вернулась к росту лишь на прошлой неделе. До этого она снижалась на фоне профицита товара. 

Экспортные сложности

В начале 2022 года российские НПЗ столкнулись со сложностями при экспорте нефти и нефтепродуктов. Причиной этого стали санкции ЕС и США.

Многие зарубежные трейдеры решили полностью перестать закупать топливо из России. На фоне этого в марте и апреле прошлого года фиксировалось значительное падение нефтепереработки. Эти обстоятельства стали стимулом для перенаправления экспортных потоков. 

Не Европой единой

С 5 февраля Евросоюз и страны G7 ввели потолок цен для экспорта российских нефтепродуктов. Кроме того, судовладельцам и страховым компаниям запретили оказывать услуги по перевозке отечественных нефтепродуктов по контрактам, не соблюдающим ценовые ограничения.

Однако экспорт российского бензина лишь вырос. По данным Reuters, причиной этого стало увеличение поставок в страны Африки. В первом квартале 2023 года в эти государства было экспортировано 812 тысяч тонн бензина. Основная доля (488 тысяч тонн) пришлась на Нигерию. Также высокий спрос на отечественный бензин демонстрируют Тунис и Ливия.

Смена приоритетных рынков позволяет увеличить и заработок. Многие страны Африки и Латинской Америки, куда сейчас поставляются российские нефтепродукты, менее требовательны к составу топлива, чем европейские покупатели. Благодаря этому, по сведениям Reuters, появилась практика смешивания бензина и нафты. Получающийся в результате продукт можно продавать по предельной цене в 100 долларов за баррель.

Кроме того, отмечает агентство, в последнее время существенно вырос импорт из РФ дизеля, нафты и мазута в Сингапур. Оттуда нефтепродукты поступают в другие страны Азии.

Общий экспорт российских нефтепродуктов по морю в марте 2023 года вырос на 17,3% месяц к месяцу (12,3 миллиона тонн против февральских 9,5 миллиона тонн).

В свою очередь, Bloomberg, ссылаясь на данные аналитической компании Vortexa, сообщал, что в марте импорт сырой нефти из России в Индию достиг нового максимума, составив 1,64 миллиона баррелей в день. РФ стала крупнейшим поставщиком нефти в Индию шестой месяц подряд.

Проблемы дизеля

А вот экспорт дизельного топлива из РФ с начала года снизился на 3%, до 9,5 миллиона тонн. Объем его производства при этом вырос на 7,5% и составил в 23,8 миллиона тонн.

Падение произошло на фоне эмбарго на дизель, введенного Евросоюзом в феврале этого года. Однако его удалось компенсировать ростом поставок на внутренний рынок. В первой трети апреля экспорт и вовсе вернулся к росту, увеличившись до 894 тысяч тонн. Таким образом, нефтяники смогли увеличить суточную переработку по сравнению со средними значениями марта.

Есть ли выгода

Несмотря на изменение формул демпфера, нефтепереработка остается выгодной отраслью для РФ. Такое мнение высказал эксперт по топливному рынку Михаил Турукалов.

По его словам, НПЗ продолжают получать приемлемую маржу. Введенное в феврале эмбарго вызвало проблемы с логистикой, однако сейчас экспорт удалось перенаправить на другие рынки, «пусть и с упущенной выгодой».

По словам Турукалова, экспортировать бензин России выгоднее, чем продавать на внутреннем рынке. Одна тонна продукта при поставке на внешние рынки может приносить на 10–13 тысяч рублей больше.

Эксперт подчеркивает, что с дизельным топливом ситуация сложилась обратная. Биржевые цены сейчас превосходят нетбэк примерно на 8 тысяч рублей за тонну.