Top.Mail.Ru
архив

Восточный фронт

По темпам развития розничной торговли Москва обгоняет всю Россию. Однако в этом году столица превзошла саму себя. В канун майских праздников открывалось по несколько магазинов в неделю. Почти то же самое наблюдалось и перед Новым годом. Вывод напрашивается один - сети растут в спешном порядке. И в 2000-м тому есть больше причин, чем год назад.

Как грибы

Пару лет назад мысль о том, что супермаркеты начнут конкурировать друг с другом, не приходила в голову даже самому заядлому оптимисту с ярко выраженным патриотическим настроем. Правда, кинобума тогда тоже никто не прогнозировал. 2000 год, кажется, станет рекордным как по количеству открывшихся кинотеатров, так и по количеству новых супермаркетов. И то, и другое показательно - народ снова готов тратить деньги на цивилизованный образ жизни.

Даже в радужные для бизнеса 96 - 97 годы крупных магазинов открывалось максимум три в год. На неделе перед майскими праздниками 2000 года один только "Седьмой континент" открыл сразу два магазина - в Крылатском и в Бирюлеве. Двенадцатый и тринадцатый в сети соответственно. В ближайшие несколько месяцев компания планирует открыть еще пару супермаркетов.

На той же неделе в Митине открылся дискаунтер "Копейка" - тринадцатый по счету в сети, принадлежащей кофейной компании "Селект" (торговым оператором проекта является фирма "Фелма"). А 21 апреля в Олимпийской деревне начал действовать торгово-развлекательный комплекс "Магнит", где в качестве арендатора выступает ТД "Перекресток". Супермаркет в "Магните" - шестнадцатый в сети (кроме того, есть еще и шесть "Мини-Перекрестков", работающих в формате дискаунтера). По словам начальника управления по маркетингу ТД "Перекресток" Олега Гвоздика, в этом году компания планирует открыть еще 5 супермаркетов.

В июне открывается третий магазин в формате супермаркета под вывеской "Рамстор". "Он будет в 2,5 раза больше, чем в Сокольниках, -- говорит генеральный директор компании "Рамэнка"Мустафа Саглам. - 2500 кв. м - очень неплохо даже для такого большого района, как Митино". В течение осени "Рамэнка" собирается открыть еще два супермаркета, а в декабре - третий гипермаркет на Каширке. ПФК "Бин", в собственности которой сейчас находится девять одноименных супермаркетов, планирует по осени открыть еще три.

Второй супермаркет - "Вереница" - откроет до конца года АО "Торговый дом ГУМ", создающее сеть на базе продовольственных отделов пятнадцати крупных магазинов, входящих в АО. До кризиса ГУМ вынашивал планы по обустройству супермаркета в здании на Красной площади. Однако после провала ГКО проект показался несбыточным. Сейчас торговля продуктами питания снова оценена как перспективное направление.

Компания "13/7", недавно перекупившая сеть гастрономов "Столица", всерьез занялась их переоборудованием. Есть вероятность, что к концу года сеть "Столица", куда сейчас входит 10 универсамов, станет серьезным игроком на рынке продовольственного ритейла.

И это далеко не полный перечень новых объектов. Складывающаяся на рынке картина гораздо пестрее, чем пару лет назад.

По мартовским данным компании ACNielsen, за два года количество продуктовых розничных точек в России (исследование проводилось по 24 городам) увеличилось на 68%.

Конкретно по супермаркетам рост составил 22%. Лидирует по числу новых супермаркетов Москва. В столице же отмечается и самое большое по России сокращение киосков - после кризиса их стало меньше на 44%. Количество павильонов снизилось на 13%. Как и в целом по России, на московские киоски приходятся в основном импульсные покупки - снэки, шоколад. Однако даже по сравнению с Питером на долю московских киосков в этих товарных группах приходится гораздо меньше продаж - 20-30% в Москве против 45-65% в Санкт-Петербурге.

Верный признак

Народная примета - если власти чем-то интересуются, значит это "что-то" развивается. Внимание московских властей к торговле лишний раз подтверждает факт ее бурного развития. Причем в последние два года тяга к розничным проектам все усиливается.

Во-первых, активнее стали развивать ритейл предприятия, подконтрольные городу. Например, производственно-торговое предприятие "Малино", специализирующееся на сельхозпродукции, с 1998 года начало обзаводиться собственной розничной сетью. Москомимущество на льготных условиях подыскивает для фирмы помещения. К началу 2000 года уже два магазина были дочерними предприятиями "Малино". Помимо собственной овощной продукции там продают и молоко, и крупы.

Во-вторых, с предложением о введении дисконтных программ для малообеспеченных слоев населения городские власти обращались практически ко всем крупным сетям. Неслучайно дисконтные карты "Седьмого континента" стали распространять в большом количестве через префектуры. Другие магазины от участия в подобных проектах отказываются. "Может быть, я и сам введу дисконтные программы для работников крупного предприятия, расположенного в моем районе, -- говорит один из участников рынка. - Но по той модели, которую предлагали власти, я этого делать не буду однозначно: "Скинь для них 20%, жалко что ли?" Ну кто так делает? На чем я должен эти скидки отрабатывать при таких налогах?"

В-третьих, город уже не первый год вынашивает планы по развитию сети магазинов, торгующих по сниженным ценам - дискаунтеров или их аналогов. Именно из-за этого желания городских властей в столице появились первые дискаунтеры "Перекрестка" - в 98-м они назывались "Котомками", теперь - "Мини-Перекрестками". В 1999 году вышло Постановление московского правительства №444 о развитии сети магазинов для малообеспеченных граждан.

В соответствии с ним столица, нуждающаяся в 150-200 дискаунтерах, обязуется, в частности. предоставить "Перекрестку" 25-30 свободных от обязательств магазинов по минимальным арендным ставкам. Однако пока количество "Мини-Перекрестков" особо не выросло. К участию в проекте мэрия активно привлекала и других участников рынка, работающих в этом формате. Однако кроме "Перекрестка" на сотрудничество согласилась лишь компания "Юнилэнд", владеющая сетью из шести дискаунтеров "Дикси". По мнению некоторых участников рынка, согласие обеих компаний было вынужденным. С одной стороны - политический реверанс, с другой - нехватка собственных оборотных средств на развитие. К тому же "Перекрестку" надо загружать свой огромный распределительный центр. Реальная помощь от мэрии по помещениям и привлечению кредитов не гарантирована. А обязательства, возлагаемые на дискаунтеры, вряд ли позволят им зарабатывать даже при минимальных ставках аренды и снижении коммунальных платежей. Помимо снижения цен на 10-15% по сравнении с обыкновенными магазинами, такие дискаунтеры обязаны вводить дисконтные карты по спискам районных управ и снизить цену по 25 базовым продуктам еще на 10-15%. Торгуя по ценам ниже закупочных, "Мини-Перекрестки" и "Дикси" смогут оттянуть народ с оптовых рынков, но сами вряд ли смогут хоть как-то "отбиться".

Альтернатива оптовым рынкам

По сведениям "Ко", развитием сети дискаунтеров совместно с московским правительством начнет уже в этом году заниматься и "Седьмой континент". Предполагается открыть как минимум пять льготных магазинов. Однако есть вероятность, что и без участия мэрии количество московских дискаунтеров уже в следующем году дорастет до ста - этот формат сейчас является самым популярным у желающих вложиться в розничную торговлю.

При общем росте числа магазинов новых сетей супермаркетов за последний год не появилось. Зато на московском рынке открылись сразу несколько новых сетей дискаунтеров. "Копилка", "Авоська", "Продмак" и т.д. У всех дискаунтеров, включая и самую крупную московскую сеть "Копейка", - большие планы по развитию. На московский рынок в ближайшие два года собирается выйти и питерская сеть дискаунтеров "Пятерочка".

Дискаунтным бумом Москва обязана кризису. Инвесторы из числа оптовиков (та же "Копейка", например) и нефтяников (недавно появившуюся сеть "Продмак" создает ФПК "Нефтехимпром") решили вкладывать деньги в перспективное направление - ритейл. Но из-за падения платежеспособности россиян решение о развитии сети супермаркетов с нуля дается трудно. Один магазин такого формата обходится в среднем в $1,5-2 млн, тогда как затраты на открытие магазина типа "Копейки", по некоторым оценкам, составляют $200 тыс. - $250 тыс. А магазин вроде "Дикси" и вовсе обходится примерно в $70 тыс. - $100 тыс. Востребованность же формата дискаунтера населением не вызывает сомнений. "В этом секторе рынка емкость на порядок выше, чем у супермаркетов", - отмечает Олег Гвоздик из "Перекрестка". Вот и плодятся дискаунтеры, как грибы после дождя.

Сети супермаркетов не рассматривают их в качестве конкурентов: ассортимент дискаунтера ограничивается 1-1,5 тыс. наименований, а в нормальном супермаркете на полках как минимум 15-20 тыс. наименований товаров. К тому же интерьеры дискаунтеров - экономичных магазинов -в сравнении с супермаркетами смотрятся убого. Покупатели обоих форматов пересекаются лишь по некоторым товарным группам. Люди заезжают в "Копейку" на "мерседесе" за ящиком водки, но за копченым угрем едут уже в "Седьмой континент". В то же время, насыщение Москвы дискаунтерами благоприятно влияет на розничный бизнес в целом - покупатель переходит с рынков в магазины. Сейчас, по оценкам ACNielsen, 70% продаж по базовым товарным группам в России приходится на оптовые рынки. Слабая тенденция к перетоку покупателей в магазины прослеживается пока только в Москве.

Однако сегодня ни одна из сетей, торгующих с минимальными наценками, не является окупаемой. И не является полноценной дискаунтной сетью. Для того чтобы зарабатывать на этом формате, надо иметь как минимум 50 магазинов и свой распределительный центр. В Германии, например, сеть Tengelmann насчитывает 2615 магазинов, а у самого жесткого дискаунтера Aldi - 2950 розничных точек. Aldi, кстати, готовится к выходу на российский рынок. Пока идут маркетинговые исследования и поиск российских партнеров для решения насущных задач - подбора помещений и персонала, лоббирования, получения землеотводов.

"Рамэнка", уже изучившая российский рынок, собирается открывать дискаунтеры не раньше 2002 года. "Формат дискаунтера - вторая ступень в розничном бизнесе, - говорит Мустафа Саглам. - Когда в рознице существует достаточно жесткая конкуренция, дискаунтер может стать искомой свободной нишей Для него достаточно 500-600 кв. м". Открывать "Рамсторы"-дискаунтеры планируют очень часто - по одному в неделю, чтобы за пару лет довести их количество до ста. Дискаунтеры турецкой компании появятся и в центре города.

Технологии работы дискаунтера более жесткие, чем обычного продовольственного магазина. И возникшим после кризиса сетям будет весьма сложно достичь уровня, на который сразу будет выходить и "Рамстор", и Aldi, и любой другой западный участник рынка. Правда, некоторые российские дискаунтные сети развиваются сейчас, имея в виду именно перспективы выхода на рынок западных компаний. Им ведь будут нужны и помещения, и раскрученные точки. А продать сеть из 30 магазинов можно гораздо выгоднее, чем сеть из пяти-шести.

Жупел для розницы

Приход западных операторов розничного рынка - угроза, висящая над московскими магазинами уже не первый год. Знакомиться с нашим рынком приезжали почти все. Слухам о вхождении на российский рынок немецкой сети Metro ходят уже года два. На предмет возможного сотрудничества иностранцы переговорили со всеми московскими сетями супермаркетов. Руководители московских розничных сетей уже устали на всех конференциях и собраниях пугать друг друга западным нашествием. Однако в этом году, после выборов, нашествие перестало казаться отдаленной перспективой.

На рынке говорят, что несколько своих магазинов собирался продать немцам "Перекресток". Корреспонденту "Ко" до сих пор неизвестен ни один объект, где велись бы подготовительные работы по открытию первого магазина Metro в Москве. Но, по сообщениям достоверных источников, немецкая сеть появится в России уже в 2000 году.

После открытия IKEA московские торговцы, в какой бы отрасли они ни работали, сделали надлежащие выводы. Народ ломанулся в шведский магазин с непривычной организацией торговли и смел все запасы. Появление IKEA полностью изменило структуру московского мебельного рынка. То же самое может произойти и с продовольствием. Тем более, что, строя свой микрорайон, IKEA пригласит в торговый комплекс европейских партнеров, в том числе и работающих с продовольствием.

Однако не только скорым приходом зарубежных ритейлеров обусловлены быстрые темпы развития сетей. Западники столкнутся с теми же проблемами, которые сейчас встали перед сетями российскими - нехватка квалифицированных кадров (иностранцы, к тому же, ищут на менеджерские позиции людей с двумя высшими образованиями и двумя языками), дефицит свободных помещений, подходящих для торговли. Реально такие магазины можно купить теперь только у частных владельцев, поскольку универсамов, принадлежащих трудовым коллективам, почти не осталось. На рынке уже полным ходом идут вторичные сделки.

Продовольственным ритейлерам в Москве становится все теснее. И рост сети - один из способов конкурентной борьбы: чем больше оборот, тем меньше можно делать наценку. Пока еще конкуренции как таковой нет, и цивилизованными магазинами рынок не насыщен. Но в некоторых районах она уже вовсю разгорается. В Митине, например, сейчас два "Бина", два "Перекрестка", "Копейка", "Авоська", а будут еще "Рамстор" и третий "Бин". "Сейчас на локальных рынках уже сталкиваются интересы нескольких сетей, - говорит Олег Гвоздик. - И идет борьба за каждого покупателя, особенно за покупателя с высокими доходами".

При этом конкуренция обостряется не только в престижных районах. К примеру, в Бирюлеве недавно открылся супермаркет "От и до". Его создавали, уже зная, что по соседству откроется "Седьмой континент". Для элементарного выживания нужно было делать нечто концептуально иное. После маркетинговых исследований района и выявления предпочтений населения решено было открыть на втором этаже бывшего универсама детский центр, ресторан, салон-парикмахерскую - все это начнет функционировать еще до лета. Примером концептуального размещения служит и "Перекресток" в "Магните" - рядом боулинг, рестораны, химчистки, игровые автоматы. Четко прослеживается стремление ритейлеров открывать магазин "по уму". Ради этого даже пересматриваются сетевые проекты. В "Бине", например, открывают салатный и разделочный цеха, кафе-пирожковые.

"Рамстор" с 1 июня начинает продавать мясные продукты, молочную продукцию и моющие средства с собственным логотипом. В турецкой сети Migros, принадлежащей этой же компании, на собственные брэнды приходится около 15% оборота. Таких же показателей "Рамэнка" стремится достичь и в России. Кроме того, компания первой из сетевиков застолбит электронную коммерцию. В начале лета начнутся продажи продуктов через Интернет (в Турции такая торговля идет уже два года и, по словам Мустафы Саглама, количество пользователей постоянно растет).

Ответом конкурентам - как местным, так и западным - станет и освоение сетями новых форматов. По сведениям "Ко", кроме дискаунтеров "Седьмого континента" и "Рамстора", в Москве появятся два новых гипермаркета - "Перекресток" приобрел землю в Химках. "Бин" тоже уже нашел участок.

Пик темпов роста пришелся на 2000 год не только из-за выборов и интереса к российскому рынку со стороны западных сетей. Банки, нефтяники и прочие инвесторы снова готовы давать рознице кредиты. А население готово покупать. Дальше - больше. Так что самое интересное на московском розничном рынке начнется в течение ближайших двух лет. То, что происходит сейчас - лишь цветочки.

Еще по теме