Top.Mail.Ru
архив

Зачем олигархи кредитуют регионы?

18.11.200200:00

Владимир Бланк, зампредседателя правления Промышленно-строительного банка, С.-Петербург (бывший вице-губернатор Псковской области по экономике):

«Бюджетная система России не совершенна, и бюджеты большинства регионов не в состоянии обеспечить использование всех уставных задач, возложенных на них. Поэтому регионы часто вынуждены кредитоваться. Когда банки дают кредиты регионам, они делают это, как минимум, по одной их трех причин. Во-первых, безусловно, это бизнес, и неплохой, т.к. бюджет никогда не станет безнадежным заемщиком. Во-вторых, очень часто банки кредитуют регионы для того, чтобы профинансировать аффилированный бизнес, например, закупку нефтепродуктов для региона. И, в-третьих, важное обстоятельство - у таких кредитов, безусловно, есть политические причины, поскольку некоторые банки связаны с региональными политическими группами».

 

Валентин Завадников, председатель комитета СФ по промышленной политике:

«Для того чтобы иметь возможность влиять на регионы в интересах своего бизнеса. Эта схема дает возможность получить в конкретном регионе наиболее выгодные условия для ведения своей деятельности. Основная причина в том, что, как правило, региональные власти не имеют возможности осуществить выплаты в оговоренные сроки и поэтому вынуждены идти на различные уступки своему кредитору. Еще одной причиной этих уступок является желание региональных администраций получить кредит на наиболее выгодных условиях».

 

Михаил Матовников, руководитель банковского направления рейтингового агентства «Интерфакс»:

«Кредитование регионов - распространенная практика, причем «донорские» регионы кредитуют олигархи, а депрессивные регионы могут кредитовать банки поменьше, но с теми же целями. От тесного сотрудничества с администрацией, конечно, банк-кредитор выигрывает, но главная причина лежит в области интересов корпораций. Крупные ФПГ договариваются с региональными администрациями об объеме налогов, которые они заплатят (т. к. в случае трансфертного ценообразования внутри компании он может быть любым), о разделении расходов на содержание инфраструктуры и ЖКХ (что важно для градообразующих предприятий) и, в ряде случаев, о ценах на продаваемую на территории региона продукции и закупаемое сырье. В случае конфликта с администрацией, предприятие может получить серьезные проблемы со стороны подконтрольных местным властям силовых и проверяющих структур. Поэтому дружить всегда выгодно, хотя бы для того, чтобы не увидеть в друзьях местных властей своих прямых конкурентов».

 

Александр Агибалов, вице-президент ИГ «Атон»:

«Кроме коммерческих мотивов при кредитовании регионов олигархи преследуют и политические. По существу, кредит выступает как способ дополнительного влияния олигарха на администрацию региона. Не для кого не секрет, что в 2002 г. Красноярский край испытывал серьезные бюджетные проблемы по двум причинам. Первая - перераспределение налоговых поступлений между бюджетом Таймырского АО и краевым бюджетом в пользу Таймыра. Вторая - уменьшение налоговых поступлений от крупнейшего налогоплательщика «Норильского никеля» из-за снижения его доходов в 2002 г. Дефицит бюджета был покрыт за счет кредита группы МДМ, которая также имеет экономические интересы в крае. Для региона рефинансирование кредита МДМ является положительным моментом, поскольку кредит Росбанка предоставлен под более низкие проценты, т.е. снижаются расходы по его обслуживанию в будущем».

Еще по теме