Top.Mail.Ru
архив

Жалоба владельцев АЗС

Конкурентные войны бензиновых королей проходят теперь вполне цивилизованно. В новой битве московские владельцы АЗС выступают единым фронтом против выделения столичным правительством 16 выгодно расположенных участков под автозаправочные станции BP Amoco. А фактически - против особого отношения мэрии к компании "СТ Групп", являющейся партнером BP на российском рынке.

Карта сражений

Владельцы московских бензоколонок насторожились заранее. Пока все разговоры о предоставлении BP Amoco участков под строительство автозаправочных комплексов (АЗК) носят предварительный характер. Британская компания, возможно, откажется от некоторых вариантов после тщательного технического анализа каждого отдельного предложения. Сеть заправок под маркой BP Amoco, которую British Petroleum создает в Москве и Московской области совместно с девелоперской компанией "СТ Групп", пока нельзя назвать крупнейшей: осуществление обнародованных до кризиса планов довести в 2000 году число АЗС до 60 отодвигается на неопределенный срок.

По количеству станций основные отечественные игроки обгоняют BP Amoco. Так, например, сегодня у компании "Кедр-М" больше 20 хорошо оснащенных АЗС, у ассоциации "Гранд" - 19. Оба игрока контролируют почти по 5% московского бензинового рынка. У BP Amoco сейчас 15 заправочных комплексов, 4 из которых находятся на территории Московской области. Однако иностранная компания, обладающая превосходящими финансовыми возможностями (с учетом инвестиций в месторождения вложения компании в России уже превысил $1 млрд), быстро наращивает темпы. Именно это и беспокоит конкурентов.

К тому же участки, разговор о которых так взбудоражил рынок, расположены на лучших городских трассах и "в опасной близости" от АЗС отечественных компаний. Несмотря на очевидный прогресс в организации московского бензинового бизнесе, большинство АЗС и даже АЗК значительно уступают многофункциональным комплексам британцев, на каждом из которых в обязательном порядке есть и приличный мини-маркет, и кафе, и мойка, способная обслужить до 50 машин в час. Подобно тому как в розничной торговле открытие "Рамстора" на Шереметьевской оттянуло 50% клиентуры соседних магазинов, заправка BP "убьет" все мелкие АЗС в округе.

Чтобы противостоять подобному развитию событий, владельцы более 30 компаний, торгующих бензином в розницу, забыв о конкуренции, объединились и написали письмо Юрию Лужкову с просьбой защитить отечественный бизнес. Однако комментировать ситуацию вокруг пресловутых 16 участков бензиновые короли отказываются. "Письмо отправлено, Юрий Михайлович его рассматривает, и мне нечего добавить к этому", - заявил владелец крупной сети, являющейся членом Московской топливной ассоциации, которая и выступила инициатором акции. В сложившейся ситуации московских торговцев нефтепродуктами возмущает явное благоволение правительства "Петрокомплекс Холдингу" - совместному предприятию British Petroleum и "СТ Групп". Однако открыто критиковать решение мэрии, озвученное вице-премьером Борисом Никольским, операторы рынка, которым есть что терять, не берутся.

Расстановка сил

Помимо нерешенного пока вопроса о 16 участках для BP над столичным бензиновым рынком нависла еще одна угроза. Как сообщила газета "Ведомости", фирма "Мост-ойл" продает свою долю (50%) в Московской топливной компании, которой принадлежат более 100 АЗС. Возможно, этот шаг группы "Мост" можно рассматривать как подтверждение слухов о желании избавиться от активов, не относящихся к медиа-бизнесу и телекоммуникациям. Это похоже на правду - раньше "Мост" дорожил своим нефтяным бизнесом.

Московская топливная компания была создана в конце декабря 1997 года на базе Московского производственного комбината автообслуживания (МПКА). Соучредителем компании наряду с московским правительством стал "Мост-ойл". Кроме ряда АЗС, большая часть которых еще до создания МТК была сдана в аренду 25 разным фирмам практически бесплатно на условии непременной реконструкции, в актив компании вошла и Павельцовская нефтебаза - один из крупнейших кредиторов МПКА. Однако и за вычетом сданных в аренду АЗС на долю МПКА приходилась порядка 10% московского рынка розничной торговли топливом - больше, чем у кого-либо.

Решение о продаже "Мостом" своей доли в МТК было принято еще в декабре 1999-го: фактически группа владела бензиновым бизнесом лишь два года. По информации "Ведомостей", сделка должна состояться на этой неделе.

Покупателем доли "Мост-ойла" в МТК станет Центральная топливная компания - стопроцентная "дочка" Московской нефтяной компании. На сегодняшний день ЦТК владеет Московским НПЗ и заправочной сетью в Московской области. Таким образом, под контролем МНК окажутся и нефтебаза, и НПЗ, и крупнейшая в Москве сеть АЗС.

Акции МНК принадлежат московской мэрии и нескольким офф-шорным компаниям, связанным с "СТ Групп". Если новый хозяин возьмется за возврат АЗС, сданных в аренду на протяжении 1992 - 1996 годов (тогда аренда земельных участков фирмами - операторами рынка не была оформлена должным образом), то на московском бензиновом рынке могут произойти существенные изменения.

Вполне возможно, что на месте многих принадлежащих ныне МТК заправок со временем появятся желто-зеленые комплексы BP - британского партнера "СТ Групп".

Непобедимый альянс

Проект по развитию сети автозаправочных комплексов BP Amoco лишь малая часть бизнеса девелоперской компании "СТ Групп", управляемой Шалвой Чигиринским. Жаловаться на Чигиринского московскому мэру - все равно что с медведем целоваться: удовольствия мало, а неприятностей не оберешься.

Несколько лет назад "СТ Групп" начала реализацию программы "Новый город" с предполагаемым объемом инвестиций порядка $1 млрд. Кредиты Чигиринскому охотно давали и до, и после кризиса. Программой предусмотрено строительство нескольких многофункциональных зданий элитного класса. Одним из проектов стал столь любимый московским правительством деловой центр "Москва-Сити" на Краснопресненской набережной. Всего же в рамках программы планируется реализовать около 20 проектов. И каждый из них способствует претворению в жизнь амбициозного желания московского мэра поднять Москву до международных стандартов. Среди объектов, уже построенных в рамках программы "Новый город", - бизнес-центр "Александр Хаус" на Большой Якиманке, бизнес-центр на улице Фрунзе, офисный комплекс на улице Балчуг и др. "СТ Групп" является крупнейшим столичным девелопером. Поговаривают, что в принадлежащем группе клубе на улице Красина специально устроен уютнейший кабинет, где Шалва Павлович принимает Лужкова и Ресина.

С таким партнером, как Чигиринский, British Petroleum может не особо беспокоиться о происках московских конкурентов. Тем более что качество обслуживания тоже играет в пользу британских заправок.

Рассмотрение жалобы московских бензиновых королей, скорее всего, закончится ничем. Не будет же Юрий Михайлович обижать хорошего знакомого, а в скором времени - после продажи "мост-ойловской" доли в МТК - и косвенного партнера по нефтяному бизнесу.

Еще по теме