Top.Mail.Ru

Эксперты оценили идею допустить бизнес к инвестициям в городской транспорт

28.07.202115:07
Фото: Агентство «Москва» Фото: Агентство «Москва»

У инициативы правительства упростить для частного бизнеса возможности инвестиций в городской транспорт есть перспективы, заявил журналу «Компания» директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов.

«Сфера обслуживания пассажиров на городских маршрутах является чрезвычайно привлекательной для малого бизнеса. И задача организатора перевозок в этом случае — сформировать понятные и долгосрочные критерии вхождения частного бизнеса на этот рынок. И мне представляется, что такая задача вполне выполнима», — отметил он.

На прошлой неделе было объявлено о подготовке законопроекта, который упрощает для частного бизнеса возможность вложений в развитие городского транспорта. По замыслу правительства, после принятия законопроекта заключение концессионного соглашения автоматически будет давать право на выполнение регулярных перевозок пассажиров, и инвесторам не нужно будет проходить конкурсный отбор. 

«Я считаю, схема привлечения и взаимодействия частного бизнеса с организаторами перевозок в идеальном случае могла бы иметь следующий вид: бюджет города и региона создает условия для организации транспортного обслуживания населения, то есть создает инфраструктуру, а частный бизнес инвестирует в покупку и содержание подвижного состава. В этом случае инструменты концессии вообще не нужны», —  продолжает Якимов.

Инструменты концессии нужны в том случае, когда система того или иного вида транспорта является физически неделимой, например метро, где сложно разделить зону ответственности за состояние инфраструктуры и подвижного состава, пояснил эксперт. 

В последние 3–5 лет в крупных городах происходят реформы транспорта общего пользования. Из сферы выдавливаются небольшие транспортные предприятия, им на смену приходят крупные компании, говорит Якимов. У них есть финансовые и технические возможности для обслуживания сразу нескольких маршрутов пассажирского транспорта общего пользования. «Такая централизация отрасли пассажирских перевозок в городах не представляется эффективной», — считает он.