Top.Mail.Ru
бизнес

Главы крупнейших банков возмутились подходом ЦБ к экосистемам

Фото: Коммерсант/Легион медиа Фото: Коммерсант/Легион медиа

Центральный банк России решил усилить регулирование банков, желающих развивать собственные экосистемы и платформы нефинансовых услуг. Однако отклика у кредитных организаций предложенные регулятором ограничения не вызвали. Вместо этого главы крупнейших банков России объединились и направили ЦБ обращение, где перечислили негативные последствия для рынка, к которым может привести новый подход регулятора.

По их мнению, реализация требований, обсуждаемых ЦБ, грозит сокращением числа банковских отделений в малых городах и сворачиванию инвестиций в крупные проекты. 

Письмо на имя председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной направили, в частности, глава Сбербанка Герман Греф, глава ВТБ Андрей Костин, председатели правлений Газпромбанка и «Открытия» Андрей Акимов и Михаил Задорнов, а также президент Ассоциации банков России Георгий Лунтовский. Об этом сообщил РБК со ссылкой на документ. 

В Сбербанке изданию сообщили, что обсуждение этого вопроса с регулятором состоится в ближайшее время.

Что предлагает ЦБ

В июне ЦБ представил доклад, в котором предложил ввести ограничения для банков, которые развивают экосистемы. В нем регулятор заявил, что основным риском в их «неконтролируемом» развитии являются так называемые иммобилизованные активы (ИА) на балансе. Это вложения кредитной организации в недвижимость или землю, приобретенные доли в непрофильных компаниях или активы. Зачастую они оседают на балансе банков, когда организации забирают залоги у неплатежеспособных заемщиков.

По мнению регулятора, вливание больших объемов инвестиций в непрофильные активы банков негативно влияет на их основной бизнес. Так, в ЦБ считают, что чем выше доля ИА относительно капитала, тем меньше банк может направить собственных средств на более «продуктивные» и прибыльные направления, например, кредитование. В ЦБ опасаются, что возможность организации покрывать убытки по другим рискам снизится, если такие активы обесценятся. 

«Можно провести аналогию с холестерином. Когда концентрация низкая — это не страшно, он в организме нужен. Но когда его много, возникают холестериновые бляшки, что препятствует движению крови в организме», — пояснил тогда журналистам глава департамента обеспечения банковского надзора ЦБ Александр Данилов.

Новый подход регулирования предусматривает варианты по ограничению расходов кредитных организаций на развитие экосистем. Наиболее предпочтительным сценарием ограничений в ЦБ считают введение риск-чувствительного лимита (РЧЛ). Это предельная доля вложений кредитной организации в иммобилизованные активы относительно ее совокупного капитала. 

Для расчета этой доли банкам нужно будет разбить все иммобилизованные активы на группы и умножить их объем на специальные повышающие коэффициенты иммобилизации. Полученный результат должен вписаться в лимит на уровне 30% капитала банка. Если лимит будет превышен, то скорректированная стоимость активов должна вычитаться из капитала. ЦБ планирует установить РЧЛ для банков к 2023 году. На перестройку в соответствии с новыми требованиями банкам предполагается дать пять лет.

Сейчас на российском рынке развитием экосистем наиболее активно занимаются Сбербанк, ВТБ и Тинькофф Банк. Однако в ЦБ признали, что новое регулирование в результате затронет не только экосистемы, но и всех участников рынка и непрофильные активы у них на балансе. 

Банки намерены «бороться»

Подход Центробанка к регулированию экосистемы сразу вызвал критику со стороны Сбербанка и ВТБ, но не на уровне первых лиц. Прежде всего, их возмутило, что в список попали активы, не имеющие прямого отношения к экосистеме. Так, в «Сбере» отметили, что кредитная организация сможет «уложиться» в этот лимит, но у других банков такой возможности может не оказаться. 

«У большого количества банков в этот лимит даже не уложатся их потребности в поддержании основной банковской деятельности, соответственно, все вложения будут просто вычитаться из капитала с повышающим коэффициентом», — пояснил зампреда правления Сбербанка Лев Хасис. 

Против инициативы ЦБ выступили также в ВТБ. Зампред банка Дмитрий Пьянов отметил, что организация была бы вынуждена перестать инвестировать в экосистему и «переключиться исключительно на партнерский формат», если бы требования вступили в силу прямо сейчас. По его словам, в ВТБ готовы «аргументированно бороться» с предложениями регулятора. 

Главы российских кредитных организаций, в свою очередь, назвали методику ЦБ дискриминацией многофилиальных банков и банков, которые концентрируются на розничном обслуживании небольших клиентов.

Они отметили, что 190 из 377 проанализированных банков могут не вписаться в предлагаемый риск-чувствительный лимит. Превышение потребует вычесть из капитала 1,75 триллиона рублей. Это снизит базу, по которой рассчитываются нормативы достаточности. По их мнению, новые правила регулирования могут привести к тому, что больше 100 банков нарушат эти нормативы. Кроме того, 58 банков потеряют более 5% капитала. Большую часть из них представляют региональные кредитный организации.

«Наибольший объем вычета будет характерен для розничных банков с крупной сетью филиалов, особенно в городах с небольшим населением, так как для таких отделений характерно высокое соотношение стоимости филиала к объему привлеченных средств и выданных кредитов», — отметили банкиры в письме.

Чтобы приспособиться к регулированию, банкам придется закрывать в первую очередь отделения в городах с небольшим населением. Это снизит доступность банковских услуг в отдаленных регионах и в регионах с низкой плотностью населения, что противоречит целям правительства РФ и самого Центробанка.  

Кроме того, при новом регулировании может возникнуть дефицит финансовой поддержки для стратегически важных инвестиционных проектов из-за отсутствия в России развитых альтернативных механизмов для прямых инвестиций, помимо банковского. 

Они объяснили, что контроль за реализацией таких проектов достигается, в том числе за счет подписания между участниками инвестпроекта корпоративных соглашений. В результате могут пострадать инновационные компании, у которых обычно нет достаточного залога. Чтобы получить дополнительный акционерный доход и не увеличивать при этом долговую нагрузку на компанию, банки приобретают часть акций или доли в ней. В ином случае им пришлось бы предлагать обычный кредит по слишком высокой процентной ставке.

Вместе с тем банки согласились, что нужно отделить риски банковского и небанковского бизнеса. Однако, по их словам, в действующем регулировании уже достаточно инструментов для реализации этих целей.

Член правления ВТБ Максим Кондратенко отметил, что иммобилизованные активы также включают в себя категории активов, которые либо неотделимы от основных операционных процессов банка, либо дополняют его бизнес, генерируя доход на капитал. По его словам, они просто не могут считаться ни «неработающими», ни «непрофильными». Таким образом, ограничение вложений банков в них нецелесообразно. Он назвал предложения ЦБ «регуляторным арбитражем», который формируют преференции для небанковских российских и зарубежных экосистем.