Top.Mail.Ru
архив

Америка выпустила воздух

В результате апрельского кризиса на фондовом рынке американский Интернет-бизнес подешевел и разделился на "реальный" и "виртуальный" секторы. Европа пережила произошедшее спокойно, а на азиатских биржах разразилась паника. Больнее всего кризис ударил по молодым компаниям - они рискуют не найти инвесторов для своих Интернет-проектов.

Томас или Алан?

Авторство "черной пятницы" на американском фондовом рынке могут оспаривать федеральный судья Томас Джексон, признавший 3 апреля компанию Microsoft монополистом (см. об этом публикацию в "Ко" № 13 от 10 апреля 2000 года), и глава федеральной резервной системы США Алан Гринспен, заметивший 13 апреля, что американские финансовые активы слишком рискованны.

В результате действий обоих джентльменов индекс NASDAQ, отражающий рейтинг американских высокотехнологичных компаний, в пятницу 14 апреля упал ниже уровня 3300 пунктов.

Совсем недавно, в первой половине марта, индекс достиг наивысшей в своей истории отметки - 5132 пункта (см. график 1). Снижение индекса во второй половине марта тревоги у аналитиков не вызвало. Тревога появилась 3 апреля, когда в результате падения акций Microsoft индекс снизился до отметки 4223 пункта. Однако объяснять падение индекса исключительно предстоящим разделением компании Microsoft может только тот, кто ничего в своей жизни, кроме экрана компьютера, не видел и видеть не собирается. При более широком взгляде на проблему становится понятно, что обвал на американском фондовом рынке предопределили причины макроэкономического свойства.

Первой причиной является рост темпа инфляции, о котором говорил в четверг 13 апреля Алан Гринспен. Причиной номер два, по мнению аналитиков, могут являться относительно высокие мировые цены на нефть. Несмотря на то что страны ОПЕК под давлением США увеличили квоты на добычу нефти, сложившийся уровень цен пока больше радует производителей, чем потребителей.

Причина номер три лежит одинаково далеко от проблем инфляции и от нефтяных скважин: все пирамиды рано или поздно рушатся. Виртуальная экономика основывалась на притоке все новых и новых инвесторов, привлеченных рассуждениями о возрастающей роли Интернета в жизни человечества. На протяжении последних пяти лет американские компьютерные компании навязывали миру миф о тотальной виртуализации планеты. 14 апреля наступило отрезвление. Только и всего.

Лес рубят - щепки летят

В "черную пятницу" 14 апреля на Уолл-стрит пострадали все компьютерные компании без разбора: и непомерно раздутые спекулятивные Интернет-проекты, чья рыночная капитализация была в несколько десятков раз больше реальных объемов продаж, и твердо стоящие на ногах компании, производящие "железо" и программы. Паника - она и есть паника.

Так, например, акции компании America Online, значительную часть бизнеса которой составляет предоставление доступа в Интернет, к моменту закрытия биржи 14 апреля оказались на 38% ниже годового максимума. Крупнейшая поисковая система и портал Yahoo! потеряла 46% максимального значения. А продающая игрушки через Сеть компания eToys "похудела" катастрофически - на 94%.

Однако уже в начале следующей недели технологические компании разделились на уцелевших и пострадавших. У некоторых фирм курсы акций практически вернулись на докризисный уровень, а в ряде случаев даже превысили его. Рыночная стоимость других уменьшилась в несколько раз. Если акции Yahoo!, продолжив падение в понедельник 17 апреля, подешевели всего на 1,5%, то занимающему более скромное место в Интернет-бизнесе виртуальному турагентству Expedia повезло меньше - его стоимость в этот день упала еще почти на 10%. А вот курс акций ведущего мирового производителя сетевого оборудования - компании Cisco Systems 17 апреля подскочил по сравнению с "черной пятницей" на 17%.

Среди жертв паники - множество корпораций, развивающих он-лайновый бизнес и находящихся в самой сердцевине всемирного Интернет-бума последних лет. В то же время многие компании, занятые "вспомогательным" для глобальной сети бизнесом, пострадали мало и быстро отыграли назад.

Такое положение дел легко объяснить. Западные аналитики любят сравнивать Интернет-бум с "золотой лихорадкой". Лишь малая часть авантюристов, пытавшихся сто лет назад найти золото в Калифорнии и на Аляске, сумели разбогатеть реально. Гораздо больше оказалась доля разбогатевших среди представителей "обслуги" - тех, кто продавал золотоискателям еду, одежду и оружие. Вечно торопившиеся и надеявшиеся на грядущее богатство золотоискатели любили приобретать все лучшее и часто переплачивали за нужные им вещи втридорога.

Минувший кризис очень отчетливо разделил Интернет-индустрию на виртуальную и реальную части. Большинство тех, кто создавал он-лайновые магазины и биржи, новостные и справочные сайты - и, не получая пока что реальной прибыли, жил за счет роста курса акций, - стали беднее в несколько раз или вовсе обанкротились. Относительно слабо подешевели лишь явные лидеры этого бизнеса, будущее которых - даже при резком сжатии рынка - не вызывает сомнений у их инвесторов. У компаний, занимающих менее уверенные позиции на рынке, дела сегодня обстоят гораздо хуже.

"Рынок наконец-то вернулся к реалистичным оценкам, - заявил в интервью CNN Пол Уэвер, глава отделения высоких технологий консалтинговой корпорации PricewaterhouseCoopers. - Теперь вы уже не сможете утром прийти на рынок с акциями по $8 и увидеть, как к вечеру их цена взлетает до $150. Отныне эти акции смогут подорожать за день максимум до $8,50".

Компании, которые делали "железо" и программы, прокладывали провода и предоставляли доступ к Интернету, конечно, тоже пострадали. Просто потому, что в случае ухода с рынка части "виртуалов" уменьшится количество потребителей их продукции. Точно так же после окончания больших войн дешевеют акции торговцев оружием. Но подобное снижение стоимости акций, как правило, редко бывает критическим: ведь оружие еще обязательно потребуется в будущем.

В ближайшие месяцы определится, кто из Интернет-магазинов, он-лайновых аукционов и туристических агентств выживет на сжавшемся рынке. Но компьютеры, программы и провода выжившим понадобятся обязательно.

Любопытно, что курсы акций ведущих компаний - представителей "реального" Интернет-бизнеса (график 2) в дни кризиса достаточно точно отслеживали эволюцию индекса NASDAQ Composite. Курсы акций "виртуального" Интернета колебались гораздо менее согласованно (график 3). Здесь каждая из компаний жила собственной жизнью. И подъем NASDAQ 17 апреля не вызвал дружного роста "виртуалов".

Отличие Европы от Азии

От паники в США азиатские биржи пострадали серьезнее, чем европейские. Может быть, Азия оказалась гораздо более восприимчивой к американской пропаганде и тяжелее расставалась с мыслью о виртуальном будущем, а может, все дело в географии. Сессии на азиатских биржах начинаются, когда Америка и Европа спят, так что азиатские инвесторы несколько часов провели один на один с разрушающимся мифом. Тут поневоле занервничаешь. 17 апреля японский индекс Nikkei провалился на 6,98%, гонконгский Hang Seng - на 8,55%, рекорд же принадлежит корейскому KOSPI - он просел на 11,6%. "Это было похоже на попытки поймать падающий нож", - оценивает ситуацию, сложившуюся 17 апреля, руководитель исследовательского отдела ABN Amro в Токио Даррел Уиттен.

"Черным" оказался понедельник и для Тайваня. "На Тайване рынок упал на 1000 пунктов - с 9800 до 8800. Это напрямую связано с падением NASDAQ, - сообщил "Ко" заместитель главного редактора тайваньского журнала Business Next Джон Вонг. - Сильнее всего пострадали акции высокотехнологичных компаний. В результате кризиса инвесторы становятся более требовательными. Тем не менее говорить о крушении рынка не приходится. Фундаментальных сдвигов в экономике Тайваня не произошло: наоборот, доходы компаний сектора hi tech на Тайване сейчас более высоки, чем когда-либо, поэтому рынок скоро выправится".

Европа встретила понедельник более мужественно. Биржевые индексы в Германии, Великобритании и во Франции дрогнули, упав на 3 - 4%, но устояли. "Ситуация на европейских биржах существенно лучше, чем в США, потому что мы оцениваем жизнь гораздо более реально", - сказал по этому поводу министр финансов Германии Ханс Эйхель.

"Европейцы понимали, что этот пузырь рано или поздно лопнет, поэтому падение NASDAQ не вызвало здесь такого шока", - комментирует ситуацию по просьбе "Ко" редактор итальянской газеты Panorama Лука Де Бьязе.

"Было понятно, что в понедельник рынок пойдет вниз, для нас это не стало нас сюрпризом, - говорит аналитик JP Morgan Кевин Гардинер. - Мы должны быть очень осторожными с акциями "новой экономики". Желающих рисковать в этом секторе сейчас нет".

Тем не менее жертвы падения NASDAQ есть и на Европейском континенте: финская Nokia подешевела на 8%, а британская Vodafone AirTouch - на 7,4%.

Пейзаж после битвы

По оценкам экспертов, в результате кризиса совокупная стоимость американских Интернет-компаний снизилась приблизительно на $2 трлн. Такой была, по всей видимости, цена завышенных ожиданий. Интернет-бизнес подешевел, и это первый результат кризиса.

О том, что мир не разочаровался в hi tech, свидетельствует начавшийся 17 апреля рост NASDAQ. В среду 19 апреля индекс поднялся до отметки 3800, далее отслеживать динамику индекса редакция не может, поскольку наступает время сдавать номер в производство. Рост этот - неустойчивый: рынок ведет себя нервно (см. график 1). Лихорадочное поведение индекса объясняется тем, что, с одной стороны, есть много желающих взять реванш, с другой - много желающих не позволить им это сделать. "Рынок переживает сейчас уникальную ситуацию. Он вырабатывает стереотипы поведения в секторе высоких технологий и Интернет-бизнеса, формируются новые эмпирические законы игры на рынке", - говорит главный аналитик по акциям инвестиционной компании "Атон" Стивен Дашевский.

В структуре сектора произошли серьезные изменения: компании разделились на "реальные" и "виртуальные", их акции ведут себя по-разному. "Бизнес разделился на тех, кто действительно строит и разрабатывает Интернет, и на тех, кто на этом спекулирует", - считает Лука Де Бьязе. Это расслоение - результат номер два.

Наиболее драматичные события ожидаются в среде "виртуальных" компаний. Кризис не означает конца виртуальной экономики как таковой. "Интернет-экономика будет расти и впредь, в этом нет никаких сомнений - в ее развитие вложены миллиарды долларов. Однако ситуация изменится - начинать новый бизнес в этом секторе теперь станет гораздо труднее, чем раньше. Инвесторы будут подходить к проектам осторожнее, - сделал по просьбе "Ко" прогноз редактор немецкого журнала Net-Business Михаэль Лейтл. - Эта тенденция проявит себя уже в ближайшие несколько месяцев". С мнением Михаэля Лейтла согласен и Стивен Дашевский: "Произошедшее - это глубокая коррекция рынка, которая отражает снижение эйфории по поводу Интернет-экономики, а точнее, части Интернет-компаний. Прошел период безоглядного инвестирования во все проекты в Сети. Пришло время избирательного подхода к каждой такой компании. Данная коррекция - фактор оздоровления рынка".

Итак, Интернет-компании разделились - на тех, кто успел прорваться на рынок, и на тех, кому начинать уже поздно. Времена, когда инвесторы были готовы безоглядно вкладывать средства в проекты типа "Что угодно.com", не вернутся. Видимо, можно считать это результатом номер три.

Еще по теме