Top.Mail.Ru
архив

Азиатская хитрость

Лицензионная сборка автомобилей Kia Sephia (по своему размеру и потребительским характеристикам этот автомобиль-конкурент, например, Ford Focus) будет налажена на мощностях АО «Ижмаш-Авто», принадлежащих группе компаний СОК из Самары. Это второй случай в России, когда отечественный завод покупает оборудование и лицензию на производство конкретной модели автомобиля. Парадоксально, но первый случай также связан маркой Kia: лицензию и оборудование по производству южнокорейских внедорожников Sportage в 2001 году приобрело калининградское автосборочное предприятие «Автотор».

Таким образом Kia Motors отрабатывает на России уникальный способ завоевания рынка. Автомобили марки Kia будут производиться и реализовываться по трем абсолютно независимым друг от друга каналам: в Калининграде продолжат собирать модели Rio, Sportage, Carnival и Magentis, в Ижевске освоят производство модели Sephia, а из Южной Кореи, через генерального дистрибутора Kia Motors в России – фирмы «Киа Сандол» – станут поставляться внедорожник Sorento, седан Opirus и другие модели «чисто корейской» сборки.

По словам коммерческого директора «Автотора» Александра Новикова, разделение каналов вхождения на российский рынок – стратегия южнокорейской компании. Впрочем, руководитель одного из дилерских центров Kia, пожелавший не раскрывать своего имени, считает, что такую политику южнокорейская компания проводит не от хорошей жизни. В России никто не желает вкладывать собственные или заемные средства в раскрутку брэнда Kia. Южнокорейский автопроизводитель в свою очередь также не инвестирует в развитие марки ни цента – для него несравненно больший интерес представляет американский рынок. Поэтому и был выбран такой неординарный способ «приучения» россиян к марке Kia: продажа оборудования и лицензий на модели, которые снимаются с производства (Kia Sephia со следующего года в Южной Корее выпускаться не будет), независимым друг от друга автопроизводителям.

Южнокорейская сторона утверждает, что автомобили Kia Sephia будут выпускаться с ноября 2003 года. К 2004-му мощность завода достигнет 40 000 автомобилей, а к 2007 году планируется увеличить объем выпуска этой модели до 120 000 единиц. По мнению Новикова, эти планы слишком оптимистичны. До сих пор совместные сборочные проекты не развивались такими темпами. Суммы инвестиций в проект не оглашаются, но как показывает практика (заводы по сборке Hyundai Accent в Таганроге, Ford во Всеволожске, СП «GM-Автоваз»), организация подобного производства требует минимум $200 млн.

Участники рынка до сих пор недоумевают, для чего СОК купила лицензию на производство корейских автомобилей. Известно, что эта группа имеет теснейшие связи с АвтоВАЗом: СОК собирает те же «Жигули» и «Лады» на своем предприятии «РосЛада». В свою очередь, АвтоВАЗ напрямую зависит от заводов по производству запчастей, входящих в СОК. В ближайшее время АвтоВАЗ намерен объявить о запуске производства с General Motors, на котором, скорее всего, будет выпускаться прежнее поколение Opel Astra. Таким образом, две модели одной ценовой категории и сходных потребительских качеств, производящиеся на предприятиях-партнерах, вступят в прямую конкуренцию. Или руководство ВАЗа и СОКа считают, что бурно развивающийся автомобильный рынок России проглотит эти объемы, не поперхнувшись?

 

Еще по теме