Top.Mail.Ru
архив

Бензин с закуской

Розничная сеть «Патэрсон» намерена открыть в этом году от трех до пяти супермаркетов на автозаправочных станциях в Москве и Санкт-Петербурге. Компания уже разработала формат небольших магазинов площадью по 100 – 200 кв. м с ассортиментом около 4000 наименований. По замыслу создателей концепции, инвестиции в проект ритейлер будет делать на паритетных началах с владельцами АЗС. «Сейчас мы ведем переговоры о возможном сотрудничестве с тремя нефтяными компаниями», – заявила PR-директор «Патэрсона» Надежда Сенюк. Участники рынка считают, что речь скорее всего идет о ЛУКОЙЛе, «Татнефти» и «Коррусе». Представители ЛУКОЙЛа признались, что получали от «Патэрсона» предложение о сотрудничестве, однако рассматривать его не стали. «На наших АЗС высшей категории действительно предусмотрено наличие минимаркета. Однако мы сами строим магазины и сами ими управляем», – сказали «Ко» в нефтяной компании. В свою очередь, представитель «Татнефти» сообщил, что «готов подтвердить любую официальную информацию, исходящую от компании «Патэрсон». Столь туманная реплика вполне может свидетельствовать о заинтересованности «Татнефти» в сотрудничестве с ритейлером.

Мировой опыт показывает, что около 50% оборота АЗС делают за счет продажи непрофильных товаров. Так, на всех заправках ВР обязательно присутствуют минимаркеты. По неофициальной информации, на товары с их полок приходится до 40% оборота российских заправок компании. «Я могу понять российских нефтяников, которые нуждаются в грамотном операторе, способном наладить поставку товаров на АЗС, – говорит представитель одной из крупных розничных сетей. – Только не совсем понятно, зачем им «Патэрсон». У этой сети нет собственного распределительного центра, и ее роль в проекте может быть ограничена формированием ассортимента и заключением договоров с поставщиками. Эту работу можно делать и самим».

Однако проблема заключается в том, что выбирать операторам АЗС сегодня не приходится. Российские ритейлеры не спешат строить минимаркеты. «Розничная торговля все еще обладает высоким потенциалом. И ни одна федеральная компания не станет отвлекать ресурсы от своих основных форматов», – поясняет финансовый директор «Перекрестка» Виталий Подольский.

«Строительство минимаркета обойдется в $30 000, а инвестиции в отделку и оборудование потребуют еще $70 000», – отмечает аналитик «Финама» Владислав Кочетков. По мнению исполнительного директора сети «Пятерочка» Олега Высоцкого, наладить доставку ограниченного ассортимента на станции, расположенные в 50 км друг от друга, очень сложно. «Гораздо проще и выгоднее построить один гипермаркет, оборот которого в $80 – 100 млн в год будет равен обороту 200 магазинов при АЗС», – считает он.

Не исключено, что «Патэрсон» решил диверсифицировать бизнес «от безысходности». Как отмечают участники рынка, владельцы сети давно и безуспешно пытаются ее продать. «Ритейлеры не проявляют большого интереса к этой сети, потому что большая часть ее магазинов находится в дорогой и долгосрочной аренде», – говорит Виталий Подольский. Впрочем, закрепившись в неосвоенной пока нише, «Патэрсон» может получить хороший задел на будущее. Ведь крупнейшие западные ритейлеры, такие как Carrefour и Marks & Spencer, ею отнюдь не брезгуют.

 

Еще по теме