Top.Mail.Ru
архив

Братдва

Звукозаписывающая компания Real Records выпускает уже второй компакт-диск, в названии которого используется фильм "Брат-2". В спорткомплексе "Олимпийский" проходит дорогостоящее шоу с участниками фильма. В московском прокате боевик получил рекордные сборы. Этот успешный кинопроект продюсерская компания "СТВ" создала практически наобум.

В московских кинотеатрах "Брат-2" появился в мае и за первые же полтора месяца собрал $300 тыс. Эта цифра покажется смехотворно малой любому голливудскому продюсеру, но это тем не менее абсолютный рекорд для столичного проката эпохи "долби". "Мы и не предполагали, что "Брат-2" окажется столь популярен", - признается продюсер фильма 45-летний Сергей Сельянов.

В 1992 году он вместе с Василием Григорьевым и Алексеем Балабановым создал компанию "СТВ". За восемь лет она сняла и спродюсировала более полутора десятков художественных фильмов. Самыми успешными из них до "Брата" считались "Особенности национальной рыбалки", "Операция "С Новым Годом!" и "Блокпост". Руководители "СТВ" отказываются называть суммы доходов компании и объемы продаж видеокассет. Известно только, что продюсерская компания первой в России сумела заработать на косвенной рекламе: за кадр с двумя бутылками водки в фильме "Операция "С Новым Годом!" компания "Довгань" выложила "СТВ" $15 тыс.

Сергей Сельянов, как и его компаньон Алексей Балабанов (режиссер "Брата"), считает, что в кинематографе просчитать успех невозможно. Это относится не только к нестабильному российскому кинорынку, но и к отлаженному голливудскому механизму.

"В Америке из десяти фильмов, "заточенных" на успех, настоящие деньги приносят только две картины: еще три фильма не приносят ничего, а оставшиеся пять приносят убытки, - говорит Сергей Сельянов. - Кино всегда было рискованным бизнесом".

Отечественные кинопродюсеры по-прежнему полагаются скорее на интуицию, чем на маркетинг. Так было и с двумя частями "Брата". При создании первого фильма в 1997 году "СТВ" просто угадала настроения и пожелания российской аудитории. Ни на каких фокус-группах эти настроения не просчитывались. "Для такой работы нужно более спокойное время, лучшие условия для кинопроизводства", - считает Сергей Сельянов.

Тем не менее уже после появления "Брата" объем продаж видеокассет (дистрибутор - "Премьер-Видео Фильм") превысил бюджет фильма, который в "СТВ" также отказываются раскрывать. Этот успех подвигнул продюсерскую компанию на продолжение. "Брат-2" стал еще более прибыльным проектом. Тем более что за три последних года в Москве сложилась новая система кинопроката - два десятка "долби"-кинозалов, многие из которых неплохо заполняются.

В Голливуде коммерческий успех фильму приносят, как правило, громкие имена актеров. Сергея Бодрова-младшего и Виктора Сухорукова, сыгравших главные роли в фильме, трудно назвать звездами первой величины. "Образ героя и тема достоинства русского человека оказались для кассового успеха более существенными факторами, чем имена актеров", - говорит Сергей Сельянов.

Предпрокатная реклама и промоушн фильма велись без особого размаха. "СТВ" ограничилась размещением публикаций в специализированных изданиях и созданием интернет-сайта за полгода до премьеры "Брата-2". Гораздо большую рекламную активность проявляет сейчас Real Records, которая будет проводить музыкальное шоу "Брат-2".

Саундтреков тоже два

По нашим данным, доходы звукозаписывающей компании от выпуска саундтрека к "Брату-2" уже в два-три раза перекрыли доходы "СТВ". Парадоксально, но выпуск компакт-диска при его сравнительно низкой себестоимости может принести больше денег, чем кинопроизводство.

Впервые в России компакт-диск с песнями из фильма появился в продаже одновременно с началом проката. Впервые же в истории отечественного шоу-бизнеса рекорд-компания была подключена к процессу уже на этапе отбора музыкального материала для фильма.

По сценарию в фильм входили лишь несколько кадров выступления группы "Би-2" на сцене американского клуба. Остальных исполнителей Real Records выбирала из числа музыкантов, с которыми имеет контракты. Песни подбирались не столько по тематической близости к сюжету фильма, сколько с прицелом на успешные продажи компакт-диска. В него вошли свежие хиты таких исполнителей, как Земфира*, "Чичерина", Вячеслав Бутусов, "Океан Эльзы", "Сплин".

Руководители Real Records утверждают, что к концу лета продажи альбома превышают продажи дисков большинства отечественных исполнителей, выпущенных в этом году. Сразу несколько песен с диска уже побывали на первых строчках хит-парадов ведущих московских радиостанций, а также телеканалов "МТV-Россия" и "Муз-ТВ".

Эти успехи подвигли звукозаписывающую компанию на два нетрадиционных шага. Во-первых, Real Records организовала дорогостоящее шоу в спорткомплексе "Олимпийский" с участием актеров и музыкантов. Его техническую организацию осуществляет компания JSA, монтировавшая сцены для московских гастролей The Rolling Stones, Элиса Купера, а также для двух последних московских кинофестивалей. Во-вторых, в ближайшие дни в продаже появится компакт-диск "Брат-2. За кадром". Представители Real Records говорят, что включили в него песни, которые "очень хотелось услышать в звуковой дорожке фильма, но они не вошли туда, потому что фильм не резиновый". На самом деле речь, скорее всего, идет о вполне естественном желании еще раз заработать на ставшем популярном названии фильма. В нашем музыкальном бизнесе зарабатывать на модных брэндах умеют лучше, чем в отечественной киноиндустрии.

"Раскручивает" не только киномеханик

Грамотный профессиональный промоушн большинству отечественных производителей пока незнаком. Многие из них всерьез считают, что сам факт их работы над очередной картиной - достаточный повод для того, чтобы народ повалил в кинотеатры. Однако публика "валить" на отечественные фильмы не очень-то желает. Сборы в кинотеатрах неизменно свидетельствуют о том, что российскую публику гораздо больше привлекает голливудское кино.

За последние пару лет несколько продюсерских компаний пытались худо-бедно продвигать отечественные фильмы. Самой заметной была работа московской студии "ТриТэ" с "Сибирским цирюльником" режиссера Никиты Михалкова. Впервые в истории отечественного кино плакаты со слоганом фильма появились в 1999 году на уличных рекламоносителях еще до премьеры. Сам слоган - "Он русский. Это многое объясняет" - тоже оказался удачным: СМИ цитировали его еще несколько месяцев.

Сравнительно широкую промоушн-кампанию организовала также студия "Слово", рекламируя в 1998 году в средствах массовой информации и с помощью перетяжек на московских улицах фильм режиссера Дмитрия Месхиева "Американка". Впрочем, это не помешало фильму провалиться в прокате: исполнители главных ролей да и сам режиссер были неизвестны широкой публике.

В прошлом году "НТВ-профит" и "Мост-синематограф" неплохо поработали над раскруткой фильма Дениса Евстигнеева "Мама", собравшего к тому же созвездие российских актеров. Прокатные сборы в первые месяцы составили не менее $100 тыс. В этом году "НТВ-профит" провела промоушн фильма "Восток-Запад" (режиссер Режис Варнье) - преимущественно с использованием наружной рекламы, - а в сентябре начинает рекламную кампанию фильма Александра Прошкина "Русский бунт".

В остальных случаях продюсеры полагаются исключительно на "сознательность" публики. И проигрывают. В 1998 году, например, из-за отсутствия каких бы то ни было рекламных усилий оказался сорванным широкий показ малобюджетного фильма "Сочинение ко Дню Победы", снятого Киностудией им. Горького как раз к 9 Мая. Создатели фильма мечтали о громкой премьере и о национальном прокате. Но без профессионального маркетинга эта телега не покатила.

* признана в России иноагентом

Еще по теме