Top.Mail.Ru
архив

Человек, похожий на транш МВФ

Российское население солидарно с сербами, и наше правительство по поручению президента вроде бы принимает энергичные меры, чтобы остановить агрессию НАТО. На этом патриотическом фоне на самом деле хотелось бы поговорить о другом.

19 марта в газете «Известия» были опубликованы слова министра финансов Михаила Задорнова о том, что Россия за последние полгода выплатила в виде процентов при погашении иностранных кредитов $5 млрд. Согласно официальной и открытой информации, доступной для аналитиков (здесь и далее ссылаюсь на Институт экономического анализа под руководством Андрея Илларионова*), эти деньги действительно прошли. Они были выплачены по тем кредитам, которые по разным причинам нельзя было реструктурировать или отложить платежи по ним на будущее. Возникает вопрос, который почему-то не возник у нашей общественности. Откуда, собственно, дровишки? Каковы источники денег, потраченных на погашение иностранных долгов?

Во-первых, могли быть использованы валютные резервы Центробанка. За последние месяцы они уменьшились на $1,5 млрд, и можно допустить, что эти деньги были израсходованы для выплат по кредитам. Хотя подозреваю, что часть золотовалютных резервов Центробанк все-таки потратил на поддержку курса рубля. Будем считать, что это не так, и вычтем из $5 млрд $1,5 млрд. (Кстати, 1 апреля глава ЦБ Виктор Геращенко заявил, что Банк России с начала года перевел $1,5 млрд для обеспечения выплат по внешним долгам. - Ред.)

Второй вариант - покупка долларов на валютном рынке. Однако есть все основания полагать, что Центробанк таких покупок не делал. Об этом говорят данные о валютных интервенциях ЦБ, которые не являются закрытой информацией. И наконец, понятно, что, для того чтобы купить доллары, надо напечатать рубли - примерно 80 млрд руб. Но если мы возьмем данные по денежной базе, то видно, что она увеличилась только на 50 млрд руб., и эта сумма соответствует объему кредитов, выданных Центральным банком правительству также вполне легально.

Следующий источник - кредиты международных финансовых организаций. Как известно, никаких существенных кредитов за означенный период Россия не получала.

Возможны кредиты иностранных государств. Однако они обычно оформляются межгосударственными договорами, требующими решения президента, правительства, а также проведения официальных переговоров. Информация об этом поступает в Госдуму в рамках законодательных ограничений на иностранные заимствования. Никаких сообщений о подобных переговорах в последние месяцы тоже не поступало.

Остаются кредиты частных банков. Методом исключения приходится предположить, что правительство получило не менее $3,5 млрд в виде кредитов неких частных иностранных банков. Хочется задать вопрос: а собственно, за что такие дары и какие обязательства возникли в связи с их использованием? «В 1990 году Примаков, тогда являвшийся членом политбюро, участвовал в переговорах о выделении миллиардного кредита от арабских государств Персидского залива. По данным источников, деньги осели на офф-шорных счетах и проводились через Евробанк. В 1991 году в своем докладе полковник Леонид Веселовский, назначенный тогда распоряжаться активами коммунистической партии за рубежом, сообщил своим руководителям о найденном им пути переправки денег за границу. Цель, поставленная перед ним, заключалась в следующем. Обеспечить хорошее финансовое существование партийных лидеров, после того как они потеряют власть. Среди пяти крупнейших чиновников Веселовский называл Геращенко и Примакова. Поскольку Примаков на этой неделе будет проводить встречи с представителями МВФ, интересно спросить, что произошло с теми партийными деньгами». (Из статьи Евгении Альбац* «Follow the money» в журнале Newsweek от 29 марта.)

Возвращаюсь к любимой нами страдающей Югославии. Совсем недавно почти в торжественной обстановке России был гарантирован кредит МВФ в размере $4,8 млрд на реструктуризацию старых долгов. Средства эти выделены в обстоятельствах, совершенно неприемлемых для Международного валютного фонда и нарушающих все нормы, принципы и задачи, на которых создавался фонд. Всем понятно, что кредит будет выдан по политическим мотивам, поскольку экономических оснований нет, и по прямому указанию американской администрации за счет средств США. И снова возникает вопрос: а не является ли этот кредит очень похожим на второй транш кредитом, поскольку первый уже был получен, что, собственно, и озвучил г-н Задорнов? Замечу, кстати, что бывший премьер Черномырдин, человек честный и непосредственный, что-то такое говорил о $8 млрд. Очень интересное совпадение в сумме.

Все специалисты по МВФ проявляли крайний скептицизм по поводу успеха переговоров и в растерянности комментировали осторожные заявления председателя фонда. Ни одна из миссий, посетивших Россию, не смогла выдавить из себя достаточной доли оптимизма. При этом Юрий Дмитриевич Маслюков, не пользующийся авторитетом как специалист по деятельности МВФ, излучал непременный оптимизм и очень точно определял сроки и параметры договоренностей. Эти сроки и параметры удивительным образом совпали со сроками и параметрами начала военных действий в Югославии.

Возникает следующий вопрос к человеку, очень похожему на Евгения Максимовича Примакова. А за какие такие радости американский империализм «выделяет» нам аж второй транш кредитов, очень похожих на кредиты МВФ? И какие в связи с этим возникают обязательства? Не является ли абсолютная уверенность Запада, и в первую очередь США, в том, что их действия в Югославии не приведут к непредсказуемым катастрофическим последствиям мирового масштаба следствием договоренностей, основанных на предоставлении неких кредитов, очень похожих на транши МВФ, и некой договоренности с человеком, очень похожим на Евгения Максимовича Примакова? Может быть, именно поэтому реакция США на якобы опасность, исходящую из России, сдержанная, хотя и раздраженная внешне.

P.S. В узких кругах широко известен факт, что накануне первого иракского кризиса и «Бури в пустыне» советское руководство получило от неких нефтяных компаний кредит примерно в $1 млрд (см. справку), некоторым образом связанный с согласием СССР не накладывать вето на резолюцию ООН, открывающую Соединенным Штатам Америки возможность военной акции против Ирака. И что механизм организации получения этого кредита имел отношение к человеку, очень похожему на Евгения Максимовича Примакова, который тогда был спецпредставителем президента СССР Михаила Горбачева по урегулированию иракского кризиса. Кстати, известно также, что тот кредит не поступил на счета Минфина, а был использован в интересах определенной группы лиц в руководстве для целей, не противоречащих задачам международного империализма по развалу Советского Союза и ликвидации его военной мощи.


* признаны в России иноагентами

Еще по теме